СМИ Беларуси недавно сообщили о сдаче в конце июля в эксплуатацию нескольких объектов ВИЭ (возобновляемой энергетики). Согласно предварительным данным, уже запущена вторая очередь строительства солнечной электростанции в Сморгонском районе, мощность которой должна находиться на уровне 15 МВт. В Новогрудском районе также подписан акт о вводе новых агрегатов ветроэнергетической станции, общая мощность которых 9 МВт. Также в Брагинском районе оператор сотовой связи Velcom принял решение построить крупнейший Солнечный парк на территории Беларуси мощностью более 22 КВт.
По словам экспертов, которые были опрошены журналистами немецкого издания «DW», многие инвестиционные проекты были запущены еще до указа президента № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» от мая прошедшего года. Квоты, которые ввел вышеуказанный документ на строительство установок ВИЭ, стали барьером на пути к развитию альтернативной энергетики.
На всю Беларусь примерно 60 ветроустановок: что тут ограничивать?
Согласно данным проекта ПРООН «Устранение барьеров с целью развития ветроэнергетики в Беларуси», доля всех возобновляемых источников (древесное топливо, энергия ветра, солнца, геотермальная энергия и гидроэнергия) в общем балансе Беларуси составляет примерно 5,6-5,7 процентов. В соответствии с программой «Энергосбережение» на 2016-2020 год, доля ВИЭ должна вырасти до 6 процентов. «Зеленой» энергии – воды, солнца и ветра – в общем объеме 0,8 процента, включая энергию ветра – 0,004 процента.
«Зачем нужны какие-либо ограничения при столь небольшом объеме производства?», - задался вопросом Виктор Юрьев, владелец солнечной установки и по совместительству фермер из Минской области. «Мощность всех моих батарей составляет около 10 КВт», - рассказал Юрьев. Также, по его словам, он монтировал солнечную станцию собственноручно и мог бы установить на крыши фермы солнечные панели на 40 КВт, однако «этого не получится из-за введения квот.
Свое хозяйство не планирует расширять и предприниматель из Брестской области Виталий Кирпичный. «В настоящее время у меня всего две ветроустановки, общая мощность которых составляет 500 КВт. Я бы нашел инвесторов на возведение ветростанции мощностью 1 МВт, однако мне известен печальный опыт моего коллеги, которому после введения указа не удалось получить согласование на ввод в эксплуатацию уже смонтированных установок. Я один занимаюсь этим бизнесом в нашей области, а на всю страну лишь 60 ветряков. Одного не могу понять, что тут еще ограничивать?» - недоумевает Кирпичный.
Квоты мешают отечественным предпринимателям.
«Когда люди вложили немалые средства в свое дело, законодательной базе дали задний ход», - прокомментировал ситуацию Сергей Сергиевич, директор ООО «Тайкун». Его предприятие работает уже 5 лет и стало первым производителем энергии ветра и солнца в промышленном масштабе на территории Беларуси. На данный момент у «Тайкуна» есть 2 солнечных электростанции, общая мощность которых составляет 2,9 МВт, а также 13 ветрогенераторов, суммарной мощностью 9 МВт.
Квота на развитие энергии ветра в 2016-2019 годах составляет 11 МВт. «Это несколько ветроустановок по 1,5 МВт на всю республику», - заявил Сергиевич. Он, как и многие другие предприниматели, начал свое дело после появления «Закона о возобновляемых источниках энергии» в 2010 году. По поручению властей, Белэнерго покупает энергию ВИЭ с применением стимулирующих коэффициентов, однако в 2014 году Минэкономики официально понизило эти коэффициенты постановлением №29 - для энергии воды с 3 до 2,6, а для энергии воды с 1,35 до 1,15.
«Я потерял более 12 процентов от выручки, поскольку мои бизнес-планы были подстроены под коэффициент 3», - отметил Сергей Сергиевич. Однако даже при новом коэффициенте он готов продавать электричество по общеустановленным ценам за киловатт и развивать свой бизнес. «Я готов продавать электричество, но только при условии, что квоты, которые были введены, будут сняты. Белэнерго в противном случае откажет в подключении в сети, сославшись на новшества в законодательстве», - заявил предприниматель. Виталий Кирпичный, в свою очередь, заметил: «Республика Беларусь готова платить Российской Федерации за нефть и газ, брать у нее 10 миллиардов долларов кредита на АЭС, но не поддерживает отечественный бизнес».
Новая АЭС лишь усугубит ситуацию с ВИЭ.
«Министерство энергетики вынуждено проводить достаточно гибкую политику регулирования в связи с АЭС, которая сейчас строится в Островце», - заявил Владимир Нистюк, исполнительный директор ассоциации под названием «Возобновляемая энергетика». Первый реактор АЭС, мощность которого достигнет 1200 МВт, планируют запустить уже через 1,5 года. С введением второго, равносильного по мощности, в 2020 году будет выработано примерно 40 процентов от общего ежегодного потребления электричества. «В связи с этим надо осторожно вводить новые мощности, дабы не было переизбытка, поскольку АЭС будет работать круглосуточно», - отметил Нистюк.
Согласно утверждениям эксперта, энергетика ВИЭ в масштабах нынешнего развития в Беларуси не может создавать конкуренцию иным производителям. «Сейчас нашей целью является поддержка ВИЭ, поскольку это поддерживает экологию государства и соблюдает Парижское соглашение по климату об ограничениях выбросов», - уверен Владимир Нистюк.