Ситуация в экономике Беларуси являются настолько сложной, что присутствие проблем признает официальное руководство. Эксперты сформулировали факторы, которые представляют угрозу для экономики Беларуси в текущем году. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на газету «Салiдарнасць».
Белорусский политик и экономист Ярослав Романчук в своей публикации поделился наблюдениями за ситуацией в экономике государства. Он пишет, что результатом действий политиков и чиновников стало накопление в ней опасного количества потенциальных факторов дестабилизации. На данное время государственные заводы и фабрики находятся в трудном положении и надеются на финансирование из бюджета. Анонсированное изначально как пауза снижение инвестиционной активности оказалось длительным.
В банковском секторе увеличивается количество плохих долгов и некачественных активов. Рынок недвижимости демонстрирует полный застой. В это время розничная торговля находится на минимальных показателях после недавнего падения. Потребители, в свою очередь, пытаются прийти в себя после шока от роста коммунальных тарифов.
Судя по всему, предстоящая буря по последствиям для экономики страны будет более страшной, чем все предыдущие аномалии. Эксперт выделяет 3 угрозы для экономики Беларуси, которые могут вызвать падение уже в текущем году:
- деятельность государства. Во второй половине текущего года Беларуси предстоит пережить ряд серьезных вызовов и угроз. Объединяет эти угрозы уверенность главы государства в том, что руководить страной можно на протяжении многих лет, используя при этом неизменной подход и без изменений в фундаментальной модели «Хрустальный сосуд». С учетом динамичных обстоятельств внешней среды использование стандартизованных подходов нельзя назвать оптимальным вариантом.
Автоматические стабилизаторы, механизмы рыночной природы могли бы улучшить ситуацию и спасти государство от сильных потрясений. Консервативные руководители страны в советской манере продолжают настаивать на том, что рукотворная экономика имеет больше возможностей сопротивляться кризису, восстанавливается быстрее и более выгодна с точки зрения конкурентоспособности и эффективности.
Вера в Государство, научно не обоснованная и ничем не подкрепленная, сохраняется в Беларуси как идеологический фундамент. Именно это обстоятельство Романчук называет главным фактором риска для экономики во второй половине текущего года. Нет оснований ожидать, что правительство откажется от прежней модели взаимоотношений между государством и экономикой;
- денежная разнузданность (изменение кредитно-денежной политики Нацбанка). После начала деноминации в денежной политике Беларуси произошел ряд важных изменений. За короткое время объем наличных денег в обороте увеличился сразу на 2639 миллиардов неденоминированных рублей, то есть на 18,5 процента.
Если на начало июня в обороте находилось 14288,3 миллиарда белорусских рублей, то на 1 июля эта сумма достигла показателя 16927,6 миллиарда. Для сравнения следует отметить, что за временной промежуток между январем и маем количество наличных средств в обороте увеличилось на 52 миллиарда белорусских рублей. Не может не вызывать тревогу резкий рост количества наличных денег непосредственно перед проведением деноминации. Официальная статистика демонстрирует рост денежной массы на фоне падения ВВП почти на 3 процента и резкого увеличения доли плохих доходов предприятий и банков.
Очевидно, что до достижения заветного состояния под названием «макроэкономическая стабильность» современной Беларуси еще далеко. В переговорах между Москвой и Минском в ближайшей перспективе вырисовываются проблемы нефтегазового характера. Кредиторы из Международного валютного фонда считают недостаточно весомыми аргументами для предоставления кредита слабое обещание предстоящего проведения системных, структурных и рыночных реформ.
Тем временем экспорт товаров за промежуток с января по май текущего года показал снижение на 19,2 процента на фоне падения цен на ряд позиций из экспортного ассортимента в среднем на 20,1 процента. Иностранные инвестиции продолжают присутствовать исключительно в риторике руководства страны. Государственные предприятия со временем все более настойчиво требуют дополнительных финансовых вложений;
- напряженность в финансах производителей товаров и нефинансовых услуг, которая прогнозируется на второе полугодие текущего года. За первые 5 месяцев 2016 года чистая прибыль предприятий этого рода достигла показателя 16,62 триллиона белорусских рублей, что в номинальном выражении ниже аналогичного показателя прошлого года на 20,6 процента.
Рентабельность продажи показала снижение с 8,1 процента за январь-май 2015 года до показателя 6,8 процента за аналогичный временной промежуток в текущем году. На 22,5 процента, или 1872 единицы в натуральном выражении, увеличилась численность убыточных организаций.
В настоящее время белорусскую финансовую систему можно сравнить с конструкцией из нескольких пирамид, взаимно пересекающихся между собой. Вместо целесообразной в подобных случаях поддержки пирамиды только снижают устойчивость друг друга. Сейчас остается только предполагать, какая из пирамид окажется самой неустойчивой в первую очередь. Обрушение одной из пирамид автоматически разрушит хрупкое равновесие двух других.
Ситуация усугубляется сопутствующими обстоятельствами. В современной Беларуси практически отсутствуют мощные страховые механизмы, которые могли бы минимизировать потери от больших трудностей. Также не приходится рассчитывать на сильные денежные стабилизаторы, отсутствуют и антикризисные институты, которые могут противостоять накопленным ранее кризисным проявлениям.