Государственный долг Беларуси вырос с начала текущего года практически на 10 процентов, а национальная экономика и дальше продолжает генерировать убытки – в этой связи власти просто вынуждены брать новые кредиты для того, чтобы рассчитаться по старым долгам. Более детально о ситуации в Беларуси, когда власти страны берут новые кредиты для того, чтобы рассчитаться по старым, изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
С начала текущего года госдолг Беларуси вырос практически на 10 процентов, тогда как национальная экономика находится в кризисе, и продолжает генерировать убытки. В сложившейся ситуации белорусские власти просто вынуждены брать новые кредиты, чтобы с помощью привлеченных средств рассчитаться по своим старым долговым обязательствам.
29 июля в государственный бюджет Беларуси поступили очередные 300 миллионов долларов из кредита, предоставленного Минску Евразийским фондом стабилизации и развития. Стоит напомнить, что решение по данному кредиту было принято в марте 2016 года – средства выделяются на финансирование рыночных реформ, которые должно провести белорусское руководство с целью стабилизации ситуации в национальной экономике. Тогда же, в марте, Беларусь получила первый транш в рамках данного кредита – 500 миллионов долларов. Общая сумма кредита составляет 2 миллиарда долларов, и, согласно условиям, он будет поступать 7 траншами в течение 2 лет.
Эксперты, комментируя получение Минском нового транша в рамках данного кредита, констатируют, что белорусское руководство так и не проводит никаких экономических реформ – соответственно, в национальной экономике не наблюдается никакого оживления, и она и дальше продолжает только лишь генерировать убытки. Между тем, согласно данным белорусского Нацбанка, в августе этого года Минску предстоит выплатить в рамках погашения госдолга 1 миллиард долларов. По мнению экспертов, 300 миллионов долларов, которые были получены Беларусью от ЕФСР, пойдут, в том числе, и на погашение этой задолженности. В общей сложности внешний госдолг Беларуси составляет, согласно данным статистики, 13 миллиардов долларов, тогда как ВВП страны составляет 18 миллиардов долларов. Тем временем белорусская экономика продолжает находиться в состоянии стагнации – по итогам 1-го полугодия она сократилась на 2,5 процента.
Данные статистики расходятся со словами членов правительства.
Белорусское правительство заявляет о некотором оживлении национальной экономики, однако статистические данные указывают на обратное: на самом деле происходит всего лишь замедление падения экономики. По словам белорусских экономистов, такая "страусиная" позиция, занимаемая Советом министров, только лишь загоняет имеющиеся проблемы поглубже, и только лишь усугубляет их.
Например, сегодня под довольно серьезной угрозой находится банковская система Беларуси. Ведущие белорусские банки теряют прибыль стремительными темпами – падение по итогам 1-го полугодия составило около 20 процентов, тогда как проблемные активы финансовых учреждений выросли. Дол проблемных активов, по состоянию на 1 июля, составила 13,4 процента – с начала этого года она выросла в 2 раза, увеличившись до 2,7 миллиарда долларов: как утверждают эксперты, эта цифра стала новым историческим максимумом.
Правительство Беларуси упорно не желает признавать необходимость изменения структуры национальной экономики, и продолжает требовать, чтобы белорусские предприятия наращивали объемы производства. Предприятия, в свою очередь, не имея собственных средств на это, вынуждены в сложившейся ситуации брать кредиты. Однако продать выпущенную продукцию и рассчитаться по своим долговым обязательствам предприятия не могут, и их проблемы приводят к ослаблению банковской системы страны.
Станислав Богданкевич, ранее возглавлявший Нацбанк РБ, объяснил журналистам издания "Новая газета", что белорусские предприятия не могут рассчитаться по взятым кредитам в связи с отсутствием рынков сбыта для своей продукции, и, как следствие этого – с отсутствием доходов. По мнению экс-руководителя Национального банка, цепочка образовавшихся долгов будет распространяться дальше, а это ставит под угрозу уже и вклады населения – ведь часть кредитов, выданных предприятиям, была выдана из средств, поставленных гражданами в финансовые учреждения на сохранение. Если в итоге предприятия не смогут вернуть взятые ранее кредиты, то люди, соответственно, не смогут получить обратно свои вклады.
При этом Богданкевич не видит в настоящее время каких-либо причин, по которым ситуация может измениться в лучшую сторону. Он полагает, что увеличение количества проблемных активов белорусских банков продолжиться, поскольку в национальной экономике не наблюдается никакого оживления. Правительство должно провести кардинальные экономические реформы – в частности, необходимо изменить систему управления на белорусских предприятиях, в замене нуждается и экономическая модель их развития. Нужно привлекать инвестиции, сокращать издержки, но ничего этого в Беларуси не происходит. Издержки белорусских компаний действительно продолжают расти, тогда как государство просто не разрешает им повышать цены на выпускаемую продукцию.