Заявление о возможном внесении изменений в Конституцию Беларуси, сделанное президентом страны Александром Лукашенко, вызвало волну разного рода домыслов относительно того, зачем это нужно действующему главе государства. Более детально о том, для чего Лукашенко нужно менять Основной закон, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В своем выступлении перед депутатами белорусского парламента старого и нового созывов, состоявшемся 7 октября, Александр Лукашенко, как напоминает издание "Белорусские новости", отметил, что нужно создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют нормы действующей Конституции. Глава государства заявил о готовности власти к внесению изменений в Основной закон в случае возникновения такой необходимости. При этом президент не уточнил, в каком направлении должны мыслить мудрецы и юристы, ведь в Беларуси такого рода процесс на самотек никто не пустит.
Здесь следует отметить, что в стране уже достаточно давно обсуждается тема перехода к парламентским выборам по партийным спискам. Умы белорусских чиновников, наблюдающих за процессом дележа синекур в соседней Российской Федерации, вполне могут будоражить перспективы партийной карьеры. Однако здесь весь вопрос в том, нужно ли Лукашенко менять столь привычную систему избрания (или, как говорят представители местной оппозиции, назначения) депутатов и предоставить партиям хоть какой-то простор, пускай даже условный. Скорее всего, глава государства не испытывает какой-то острой потребности в этом.
Если руководство страны и надумает менять избирательную систему, то оно скорее выберет вариант со смешанной системой, чем с пропорциональной, чтобы не было резких перемен. Да и проведение референдума здесь становится необязательным.
Профессор Михаил Пастухов, доктор юридических наук, бывший судья Конституционного суда, напомнил, что в Конституции Беларуси напрямую избирательная система не прописана. И поэтому нет никакой необходимости вносить изменения в Основной закон для того, чтобы депутаты парламента избирались по партийным спискам.
Впрочем, белорусская власть может быть заинтересована в том, чтобы провести референдум с целью последующего изменения порядка избрания главы государства, причем за образец здесь могут взять армянскую систему. Пастухов полагает, что Лукашенко может быть просто неудобно избираться по старой схеме в шестой раз. Между тем выборы президента в парламенте помогут ему сохранить лицо и перед европейскими странами, и перед своим собственным народом. Более того, при наличии соответствующего желания парламент вполне может выбрать и "надежного человека" из окружения нынешнего главы государства.
Лукашенко уже дважды менял Конституцию страны, причем оба раза усиливая авторитаризм.
Если версия, озвученная профессором Пастуховым, верна, то это означает, что Александр Лукашенко решил полностью изменить свою властную стратегию. Он вполне может пойти по пути, проторенному постсоветскими авторитарными лидерами, желающими править вечно или передать власть в надежные руки – все это делалось путем внесения изменений в Основной закон.
Сам Лукашенко уже дважды менял Конституцию Беларуси, причем оба раза изменения только лишь усиливали авторитаризм. В частности, по итогам референдума, состоявшегося в 1996 году, был обнулен отсчет очередного срока полномочий президента с одновременным их расширением, тогда как парламент, напротив, стал неким декоративным органом власти. В 2004 году по итогам референдума в Беларуси было снято ограничение, согласно которому президент мог находиться у власти только лишь 2 срока.
У Александра Лукашенко есть много врагов, однако все они признают его умение лавировать, политическое чутье и харизму. Но здесь не стоит забывать об оборотной стороне медали – как правило, окружение авторитарного сильного лидера состоит из серых личностей. Если президент Беларуси действительно задумался о возможности передать власть, то он столкнулся с серьезной проблемой – кому именно?
Впрочем, по мнению Валерия Карбалевича, эксперта из аналитического центра "Стратегия" (Минск), Лукашенко вряд ли готовится передать кому-то власть. Во-первых, он никуда не собирается уходить. Во-вторых, для того, чтобы главу государства избирали депутаты парламента, необходимо менять политическое устройство страны и переходить к парламентской республике. Между тем ни Лукашенко, ни номенклатура, ни значительная часть белорусского общества сегодня просто не готовы к смене политической системы.
Так для чего же Александр Лукашенко задумал внести изменения в Конституцию? Вполне возможно, что здесь есть какие-то факторы, о которых пока знают только лишь немногие. Впрочем, если делать выводы по уже имеющейся информации, то можно предположить – все это делается исключительно с целью пиара. Иными словами, президент Беларуси пытается продемонстрировать, что он вовсе не такой уж замшелый консерватор, как может казаться. Отсюда и все его философизмы, прозвучавшие перед народными избранниками, с многозначительным заявлением о том, что мир меняется, и Беларусь должна приспособиться к происходящим изменениям, чтобы не только не утратить занятые ниши, но и отыскать новые.