Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал прекратить все разговоры о реформах, и работать с тем, что есть, поставив при этом задачу торгового прорыва в Европу – по сути, невыполнимую для белорусской экономики "вчерашнего дня". Более детально о несоответствии поставленных главой государства задач и его нежелания проводить реформы в национальной экономике узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
25 октября, очередной кадровый день для Александра Лукашенко, не обошелся, как отмечает издание "Белорусские новости", без темы реформ – явно болезненной для главы государства. Впрочем, президент ожидаемо не блеснул здесь каким-то новым подходом. В частности, Лукашенко заявил свежеиспеченным местным начальникам, что нужно прекращать все разговоры по поводу реформирования. Лукашенко подчеркнул, что работать следует с тем, что есть сейчас.
Ситуацию, когда тему реформирования осмелились инициировать номенклатурные товарищи не самого высокого ранга, пришедшие на утверждение, представить себе очень сложно – они ведь не самоубийцы. Как правило, в знаменательный для своей карьеры миг такие люди вытягиваются по стойке "смирно", и не спускают глаз с первого лица государства. Они прекрасно понимают, какое раздражение у Лукашенко может вызвать само лишь только слово "реформы". Поэтому несложно догадаться, что здесь президент просто ведет давний спор с самим собой.
Периодически тему реформ подбрасывают либо внешние кредиторы, либо прогрессивные личности в окружении Лукашенко, которым такие предложения позволяет делать статус, или отчаянное положение, например, на переговорах с Международным валютным фондом. Однако все вопросы в Беларуси решает, конечно же, только президент страны. Его концепция очень простая. По словам Лукашенко, реформирование – это совершенствование. Если видите, что что-то где-то не так – совершенствуйте это, но ни в коем случае не ломайте.
Лукашенко хочет превратить послов в коммивояжеров.
Стоит отметить, что глава государства напутствовал вновь назначенных послов в Румынии и Германии словами, что перед своей страной им придется отвечать за конкретные цифры товарооборота. Более того – глава государства велел в торговых отношениях с Германией, равно как и с другими странами, "осуществить прорыв", используя для этого все имеющиеся факторы и все доступные методы работы.
Но какие же методы есть у дипломата? В лучшем случае он может блеснуть талантом коммивояжера, однако дипломат не в силах ни снизить себестоимость товара, ни улучшить его потребительские качества. Между тем проблема множества видов продукции, выпускаемой белорусскими предприятиями, заключается в том, что она постепенно становится все более неконкурентоспособной. Происходит же это как раз из-за отсутствия реформ, в том числе, и реформирования предприятий.
Да, Беларусь поставляет еще на внешние рынки нефтепродукты, калий, и даже небольшие объемы сырой нефти – в ту же Германию. Однако данный товар достаточно серьезно просел в цене, и это одна из причин сокращения товарооборота со странами Евросоюза. Согласно озвученным Белстатом цифрам, данный показатель за январь-июль этого года ужался на 23,5 процента. Одновременно с этим экспортные поставки белорусской продукции на рынки Европейского Союза сократились на 31,9 процента.
Если говорить конкретно о Германии, то по итогам января-августа этого года товарооборот с этой страной снизился до 1,4 миллиарда долларов, просев, по сравнению с прошлогодними цифрами, на 24,6 процента. Причем данный минус получился в ситуации, когда европейским Союзом были сняты санкции, а Германия в отношениях с Беларусью вообще демонстрирует огромные ресурсы доброй воли. С другой стороны, канцлер ФРГ ангела Меркель ведь не может в приказном порядке заставить немцев покупать гомельские комбайны, или, например, холодильники "Атлант".
В итоге получается ситуация, когда глава белорусской дипломатии Владимир Макей недавно заявляет в столице Польши о стремлении Беларуси ослабить экономическую зависимость от Российской Федерации, тогда как с другой стороны, согласно исследованию CASE Belarus, доля РФ во внешней торговле РБ продолжает только лишь увеличиваться.
Только лишь за последние 6 месяцев данный показатель увеличился с прежних 38,9 до 43,2 процента. По мнению экспертов, это означает увеличение рисков в части сохранения уязвимости национальной экономики к внешним шокам. Одним из таких внешних шоков является ситуация в российской экономике. Кроме того, план диверсифицировать к 2020 году белорусский экспорт по принципу трех третей (равными частями на рынки ЕАЭС, Евросоюза и остального мира) уже сегодня трещит по швам.
Получается, что Александр Лукашенко угодил в ловушку своего собственного консерватизма. С одной стороны, хочется развивать экономическую многовекторность, поскольку без нее будет шаткой политическая многовекторность, однако при этом очень страшно ломать модель, в основе которой лежит привязка к ресурсам Российской Федерации. Постепенно эти фобии главы государства становятся все сильнее, тогда как надежды на чудотворный эффект от евразийской интеграции сегодня уже утрачены. Недавно Лукашенко даже пригрозил "оптимизировать" участие своей страны в амбициозном проекте президента РФ Владимира Путина, носящем название ЕАЭС.