Вопрос национальной идентичности со временем в Беларуси приобретает все большую актуальность. Общественность и представители власти объединились ради защиты государственности. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Накануне белорусский МИД выразил протест в ответ на высказывание Леонида Решетникова, директора Федерального государственного научного бюджетного учреждения «Российский институт стратегических исследований» (РИСИ). Заявление напрямую касалось белорусской государственности и было широко растиражировано в публикациях средств массовой информации. Слова Решетникова о белорусской государственности и языке в Беларуси вызвали возмущение не только у оппозиции и общественности, но и у власти.
В самом заявлении белорусского МИДа не затрагивается суть высказываний Решетникова. Дипломаты только подчеркнули, что слова его «абсолютно не соответствуют стратегическому характеру белорусско-российских отношений». Также в заявлении дипломатического ведомства указывается на несоответствие принципам, на которых основывается сотрудничество двух государств. В заявлении Решетникова белорусский МИД увидел нарушение «принципов уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности».
Среди прочих моментов Решетников заявил, что Беларусь является «частью великой России», а ситуация внутри государства для Москвы очень неблагоприятная, поскольку «все движется по украинскому сценарию». Кроме того, белорусский язык директор РИСИ назвал «бомбой, которая была заложена в 20 годах прошлого века, и сейчас рванула».
Белорусский поэт и политик Владимир Некляев назвал слова Решетникова возмутительными, оскорбительными для Беларуси а также такими, которые «полностью не соответствуют действительности». В частности, Некляев подчеркивает, что не было на самом деле никакого постановления ЦК КПБ 1926 года, которым, по словам Решетникова, был создан белорусский язык. Политик уточнил, что в 1926 году прошла конференция по белорусскому языку, где обсуждались возможности перевода алфавита с кириллицы на латиницу. По словам Некляева, уже тогда белорусы думали о способах вывода своей страны из-под пресса русификации.
Также Некляев обращает внимание на то, что слова Решетникова, отставного генерал-лейтенанта СВР, об отсутствии белорусской культуры, языка и государства нельзя воспринимать как частное мнение. Литератор убежден, что подобные высказывания директора РИСИ возможны «только с молчаливого согласия Кремля». Он напомнил, что в свое время РИСИ был сформирован после указа российского президента, представители этого института снабжают главу государства аналитической информацией.
Белорусский лингвист, языковед Винцук Вечерко соглашается с мнением Некляева. Ученый отметил, что в каком-то смысле он доволен тем обстоятельством, что антибелорусскую кампанию Москва ведет «устами таких неучей», как Решетников. Вечерко обратил внимание на то, что Решетников называет себя ученым, но свое высказывание начинает с фейка, лжи и ссылок на несуществующий документ.
Лингвист сообщил, что в 1919 году большевики вынужденно создали белорусскую псевдогосударственность в пику Белорусской народной республике. Кроме того, в сформированной большевиками БССР государственным языком был объявлен белорусский. То есть для власти того времени существование такого языка было аксиомой. Однако через много лет российский «ученый» отрицает существование белорусского языка.
О себе напоминают имперские фантомные боли.
Пользователи соцсетей отреагировали на заявление Решетникова возмущением. Многие из них доказывают ошибочность точки зрения директора РИСИ с помощью демонстрации копий документов. Публикуемые документы доказывают, что у белорусского языка на самом деле многовековая история.
Культуролог и философ из Минска Максим Жбанков слова Решетникова расценивает как «очередной рецидив имперского сознания в отношении Беларуси». По мнению культуролога, заявление директора РИСИ показывает, что для многих россиян по-прежнему Беларусь остается окраиной империи, обреченной на подчинение, зависимость и управляемость. С мнением Жбанкова согласны другие комментаторы.
Владимир Колос, председатель Рады белорусской интеллигенции, полагает, что самым возмутительным в данной ситуации является вовсе не заявление Решетникова. На самом деле, по утверждению Колоса, слова Решетникова только свидетельствуют об его интеллектуальном уровне. Однако ужасаться следует той ситуации, которая сложилась в Беларуси за последние два десятка лет. Опасение должна вызывать, в том числе и языковая ситуация, которая стала поводом для подобных заявлений со стороны россиян.
Показательным моментом Колос называет стратегию, которую долгое время реализуют белорусские власти. Он констатирует, что руководство страны неуважительно относится к белорусскому языку, исторической памяти и культуре. Поэтому нет ничего удивительного в том, что представители соседней страны открыто заявляют о своих имперских амбициях.
Примечательно, что заявление Решетникова является не первым подобным выпадом в адрес Беларуси со стороны россиян. Владимир Некляев напомнил, что в Смоленске в 1999 году патриарх РПЦ Кирилл (на то время еще митрополит) в ходе празднования годовщины провозглашения БССР сделал аналогичное заявление. Тогда патриарх заявил об отсутствии отдельно взятой белорусской культуры и языка. Все украинское и белорусское патриарх назвал «случайными дикими побегами» на могучем русском древе.