Белорусская экономика в настоящее время находится в очень непростой ситуации, причем сам собой этот кризис не рассосется. Более детально текущую ситуацию в белорусской экономике изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Союзом юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" была организована конференция "Практика реализации экономической стратегии", в ходе которой, как отмечает белорусское издание "Солидарность", прозвучала осторожная критика в адрес правительства Беларуси. В свою очередь, представители ведомств поблагодарили представителей бизнеса за высказанные теми ценные мысли – на этом, по сути, все и закончилось.
В принципе, все было, как обычно, за одним только лишь исключением – речь идет о ситуации в белорусской экономике. СЮР, характеризуя текущее положение вещей, использовал слишком мягкое определение "рецессия". Более того, прозвучало даже предупреждение, что эта рецессия угрожает перейти в стагнацию. При этом основной причиной такого перехода была определена стагнация в экономике России. Представители ведомств согласились с данным мнением, а также сообщили, что они разрабатывают общими усилиями какую-то экономическую стратегию, чтобы как-то противостоять данной тенденции. Сделать это чиновники намереваются в традиционном для современной Беларуси духе – "укрепить, усилить, улучшить", а также "довести задания".
Между тем, судя по словам, сказанным представителями ведомств, никакой стратегии, направленной на восстановление экономики, у них на самом деле, нет. Ведь даже диагноз чиновники поставили неправильный – какие уж тут разговоры о терапии. Управление национальной экономикой уже потеряно, причем, достаточно давно, и сегодня правительство только лишь имитирует управление, проводя совещания и выдавая постановления. Иными словами, имитируется бурная деятельность – не более.
Ситуация в белорусской экономике не имеет никакого отношения к циклическому кризису.
На самом деле ситуация, сложившаяся в настоящее время в белорусской экономике, не имеет никакого отношения к циклическому кризису. Поэтому в данном случае нельзя употреблять такие термины как "стагнация" и "рецессия". В этой связи приходится констатировать – надежды на то, что кризис рассосется сам собой, другие страны сумеют выйти из кризиса, и Беларуси найдется место на растущих рынках, на самом деле, необоснованны.
В основе кризиса, поразившего экономику Беларуси, лежит два фактора. Во-первых, советское наследие оказалось уже исчерпанным. Во-вторых, белорусские производители потеряли рынки сбыта из-за снижения конкурентоспособности своей продукции – в итоге место пришлось уступить конкурентам. В данном случае восстановление рынка РФ не станет тем лекарством, которое сможет помочь "всерьез и надолго", поскольку для Беларуси этот рынок в нынешнем виде уже можно назвать проигранным. Белорусские производители уступили здесь как внешним конкурентам, в первую очередь китайцам, так и российским предприятиям, получающим поддержку на государственном уровне.
Ближайшим аналогом кризиса, воцарившегося сегодня в белорусской экономике, можно назвать деиндустриализацию Индии, произошедшую в 19-го веке. Стоит напомнить, что еще в конце 18-го столетия эта страна производила, как минимум, 25 процентов мирового валового внутреннего продукта, тогда как к 1950 году ее доля в мировой экономике ужалась до 2 процентов. Причиной этому стало произошедшее в Англии вытеснение фабричным производством ручного труда при наличии строжайшего запрета на импорт технологий.
Однако в той ситуации можно смело говорить о насилии метрополии, совершенном над своей колонией. Беларусь же кризис в национальной экономике создала, по сути, собственными руками, проев всю промышленность в рамках "белорусской модели". Власть практически все, что было похоже на накопление, использовала на потребление, на социальные и на государственные нужды. Более того, даже там, где государством все-таки выделялись средства на "инвестиции, эффективность была практически нулевой из-за низкого уровня квалификации белорусских управленцев. Причем этот уровень продолжает еще больше снижаться.
Помимо этого, игнорировалось еще и создание собственных сервисно-сбытовых сетей. Представитель одной не самой крупной российской фирмы, занимающейся торговлей ТНП, заявил, что если дать ему образец какой-то белорусской продукции то он отправит его в Китай, и спустя несколько месяцев получит аналог, ничем не уступающий по качеству, зато более дешевый. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что "дилеры" в Российской Федерации один за другим переходят на торговлю продукцией, сделанной в Поднебесной, сжимая тем самым российский рынок для белорусских производителей.
Главным и вместе с тем принципиальным вопросом экономической политики Беларуси является приоритетность. В частности, чему следует отдать предпочтение – нуждам государства, в том числе, и социальной сфере, или же построению стабильно развивающейся экономики? Первый вариант, когда интересам государства был предоставлен абсолютный приоритет, оказался тупиковым. Между тем переносом приоритетов в сторону экономики в настоящее время требует уже не только сокращения ненужных, по сути, государственных расходов, но и урезания вроде бы полезных государственных функций, без которых пока вполне можно обойтись.