Эксперты Аналитического центра «Стратегия», а также Научно-исследовательского центра Мизеса подвели главные итоги ушедшего года, пишет издание "Биржевой лидер".
Неутешительные итоги.
2016 год — год продолжения рецессии, значительного накопления разных структурных дисбалансов, некоторого усугубления возникших системных противоречий и одновременно эрозии главных экономических и правовых институтов. Сегодняшняя белорусская модель именно централизованной плановой нацэкономики, авторитарного правления и при этом доминирования госсобственности воспроизводит те ошибки, что привели к кризису СССР. Вместо создания именно высокопроизводительной нацэкономики свободы производства, конкуренции, торговли и технологий власть сделала ставку на милитаризованные методы управления.
2016 год является годом увеличения бюрократической нагрузки на экономику. Органы госуправления работали никак не на выход Беларуси из рецессии, а также создание институтов долгосрочного и быстрого экономического роста, а непосредственно на выполнение узковедомственных заданий и монетизацию статуса конкретно взятых субъектов в рамках действующей системы принятия решений, управлении госактивов, распределения ресурсов бюджета. Вместо раскрепощения разной частной инициативы, власть применила тактику «запрещать и штрафовать».
2016 год - год ухудшения качества госуправления. Высшее руководство не сумело создать полноценную команду профессиональных единомышленников, которая действует синхронно и слаженно для преодоления кризиса в экономике. Оно никак не проявило должного политического спроса на организацию консолидирующего диалога существующих элит. Сам режим номенклатурного монолога в итоге оказался неэффективным. Идеологические и политические догмы, инерция многих дефективных институтов, полная блокировка системы по очистке управления от непрофессиональных кадров, генерирующих стране издержки, а не добавленную стоимость – все это оказало препятствия для принятия адекватных и качественных решений по выводу республики из кризиса.
2016 год - год ускорения эрозии института современной частной собственности. В стране в кризисном состоянии пребывает фундаментальный принцип нашей цивилизации – принцип определенно ограниченной ответственности через широчайшее применение принципа именно субсидиарной ответственности. Повсюду нарушается принцип по презумпции невиновности, принцип «закон не имеет обратной силы». Огромные штрафы, криминализация экономических законов, конфискация имущества, постоянное списание со счетов денежных средств без судебного решения, значимые издержки взыскания возникших долгов с госорганизаций, навязывание бюрократизма на обоснованность затрат и цен – власти не только не перестали кошмарить бизнес, но даже начали использовать изощрённые инструменты и методы.
2016 год - год накопления неликвидов, долгов, проблемных активов и даже «омертвленного» капитала в реальном и банковском секторах нацэкономики, а также в сфере госуправления. Правительство продолжило выстраивать государственную долговую пирамиду, включая валютную, усугубляя риски по застреванию государства в долгосрочной стагнации.
2016 год - потерянный год для диверсификации производства, какого-либо экспорта, а также источников финансирования. При крайне негативном воздействии ЕАЭС на нацэкономику страны зависимость от российского рынка сбыта значительно увеличилась. По причине дефективности института современной частной собственности и крайне неприемлемых для зарубежных инвесторов условий по реализации инвестпроектов Беларусь испытывает огромный инвестиционный голод.
2016 год - год антисоциальной политики. Власть непропорционально переложила дополнительное бремя разных кризисных явлений на плечи простых домашних хозяйств. Расширилась область бедности. Значительно возросло напряжение на отечественном рынке труда. Крайне неэффективная борьба с т.н. тунеядцами привела к большому увеличению социального напряжения. Вместо должной пенсионной реформы был только увеличен пенсионный возраст и видоизменена формула по расчету пенсии, что неизбежно спровоцирует уменьшение пенсионных выплат. Действующая тарифная политика инфраструктурных госмонополий сильно увеличила расходы граждан на ЖКХ. Олигополистические практики на всем рынке лекарств, образовательных, а также медицинских услуг увеличили расходы простых домашних хозяйств на их дальнейшее приобретение.
2016 год - год эрозии доверия. Сам Лукашенко не доверяет собственной вертикали, что в итоге увеличивает издержки на различные контрольные, а также силовые структуры. Совмин и Нацбанк не работают в одной тесной связке, что уменьшает качество госуправления. Местные органы власти не доверяют нынешним общереспубликанским. Власть не доверяет бизнесу. Бизнес никак не доверяет властям, что ведет к увеличению цен, инфляционным, а также девальвационным ожиданиям. Общение властей с обществом в т. н. монологовом режиме через телевидение и госгазеты усугубляет кризис доверия к самому государству. Дефицит культуры диалога, настоящего уважения мнения меньшинства, партнерства и солидарности усугубляет структурный кризис.