Президент Беларуси издал указ, предписывающий обсудить Таможенный кодекс ЕАЭС, который остальные государства- участники союза уже подписали. Чего добивается Минск? Опрошенные изданием «Deutsche Welle» эксперты убеждены, что Республика Беларусь подпишет Таможенный кодекс (ТК) ЕАЭС, одобренный остальными 4 государствами-членами этой организации, однако сделает это позже. Причем не за просто так. Пока же белорусский президент издал указ, информация о котором появилась в прессе как раз в канун Нового года - 31 декабря, причем под абсолютно противоположными по смыслу заголовками – «Лукашенко подписал ТК ЕАЭС» и «Лукашенко не подписал ТК ЕАЭС».
На самом же деле в указе сказано про одобрение проекта ТК как основы для переговоров об этом документе, окончательную версию которого 26 декабря в Санкт-Петербурге подписали руководители иных государств-участниц ЕАЭС - Казахстана, Киргизии (с оговорками), Армении и Российской Федерации. Белорусского президента на встрече в Санкт-Петербурге не было.
Что подписал президент Беларуси?
В предновогоднем указе Лукашенко аналитиков смущает практически все. Из названия указа («О проекте международного договора»), а также его первого пункта («одобрить прилагаемый проект договора о ТК ЕАЭС как основу для проведения переговоров») следует, что идет речь о проекте.
Между тем стало известно, что лидеры государств ЕАЭС подписали в Петербурге документ, согласованный на уровне правительств. Текст проекта договора в указе Лукашенко не раскрывается, и поэтому, как отмечает белорусский политолог Юрий Дракохруст, нет уверенности, идет ли речь о документе, который был подписан 26 декабря главами государств Атамбаевым, Путиным, Саргсяном и Назарбаевым.
2-й пункт указа уполномочил белорусский Государственный таможенный комитет (ГТК) проводить переговоры о проекте договора, разрешая в случае необходимости вносить в него дополнения и изменения, которые не имеют принципиального характера. Однако ГТК, как отмечает Дракохруст, месяцами проводил переговоры, которые ему поручено продолжать и дальше. И большой вопрос – дадут ли на это согласие иные государства-члены ЕАЭС после того, как они подписали ТК.
Политолог полагает, что Беларуси с ее нынешними проблемами вряд ли сейчас настолько важны какие-либо отдельные положения ТК: более приоритетны иные вопросы российско-белорусских отношений. Согласно мнению Дракохруста, Минск пытается их решить, прибегнув к практике логроллинга (термин, который в Америке обозначает политические торги согласно принципу «я поддержу твой проект закона, а ты поддержишь мой»), однако с иным знаком – «вы в этом не идете нам навстречу, а мы в другом не пойдем навстречу».
Внятных объяснений того, что на самом деле не устраивает белорусскую сторону в уже подписанном ТК, Минск пока не представил. Но на совещании за 2 недели до анонсированной даты подписания ТК президент РБ сформулировал претензии к ЕАЭС в виде распоряжений и вопросов. В частности, президент предложил дать проекту ТК «объективную оценку, просчитать возможные риски и последствия, взвесить все за и против». Он усомнился, соблюдены ли в ТК нацинтересы Беларуси, и призвал «на всех уровнях» обсудить проект кодекса. Лукашенко констатировал «снижение товарооборота в ЕАЭС почти на 40 процентов в 2015 году, в 2016-м - около 15 процентов». После этого он сказал: «Если мы что-нибудь выигрываем - хорошо, однако если же проигрываем, то тогда зачем нам этот союз?»
Аналитики же утверждают, что у Беларуси есть много оснований для опасений.
В частности, Евгений Прейгерман, руководитель по исследованиям минского «Либерального клуба», полагает, что ТК касается большого количества существующих и, что еще более важно, потенциальных болевых точек экономики Беларуси. Среди самых чувствительных тем аналитик называет правила для СЭЗ, распределение таможенных пошлин и условия торговли энергоресурсами.
Об отрицательном воздействии ЕАЭС на белорусскую экономику отмечается и в подведенных итогах социального и экономического развития РБ в 2016 году Научно-исследовательским центром Мизеса и аналитическим центром «Стратегия». Независимые эксперты и белорусские чиновники говорят о том, что РБ не устраивает очень отдаленная перспектива создания единого рынка энергоносителей, а также барьеры на пути движения товаров – сейчас в списках ограничений и изъятий обозначены сотни позиций.
Чего ожидать дальше?
Юрий Дракохруст подчеркивает, что вступление в силу ТК ЕАЭС без подписи белорусской стороны не выглядит реалистичным. Эксперт не исключает повторения ситуации 2009 года. Тогда Лукашенко подписал соглашение о создании КСОР ОДКБ лишь после того, как Россия сняла ограничения на ввоз белорусских продтоваров в РФ. Евгений Прейгерман предполагает, что если РФ уступит РБ по нефтегазовым вопросам, белорусская сторона подпишет ТК.
Промедление с подписанием Беларусью ТК Валерия Костюгова, редактор сайта «Наше мнение», считает политическим шагом, который преследует сразу несколько целей. Согласно ее словам, президент Беларуси пытается вынудить Кремль прислушаться к его пожеланиям, которые касаются разных аспектов интеграции. Помимо этого, Лукашенко, добавляет Костюгова, желает выиграть время для подготовки к условиям действия кодекса, а также для лоббирования интересов РБ с точки зрения торговых изъятий в ТК.