В Европе называют Беларусь заповедником социализма. Слишком успешным заповедником – добавляют сторонники Александра Лукашенко. А те, кто ищет причины белорусского чуда в тесных связях с Россией, говорят о том, как РФ создает образцово-показательную экономику «русского мира» - некий лакированный выставочный экземпляр. Впрочем, все эти суждения вскоре могут потерять актуальность. Как сообщает «Деловая газета», период экономического процветания для Беларуси, увы, закончился.
Чем завершился 2016 год?
Рецессия, системные противоречия и структурные дисбалансы – такими терминами характеризуют аналитики нынешнее состояние белорусской экономики. Все дело в жесткой плановой системе, утверждают они. Так же, как и в почившем в начале девяностых Советском Союзе, в Беларуси явно доминирует государственный сектор. Частная инициатива, тем временем, десятилетиями подавлялась, оставаясь на самом низком уровне.
Как отмечают эксперты, именно эти недостатки сгубили СССР. Но Беларусь, опираясь на помощь России и авторитарную власть Александра Лукашенко, не может жить иначе. Перед глазами был пример Украины, где все попытки провести реформы заканчивались только очередным обнищанием населения. В Беларуси такого сценария опасается не только власть, но и само население. Ситуация, похоже, уже зашла в тупик.
Нужны реформы. Однако проводить их отказываются. В результате на протяжении 2016 года, как и ранее, усиливалось регулирование экономики, роль бюрократии выросла до небес. Иначе говоря, экономике постоянно приказывают быть развитой. Она же, как обычно, не слушается, живя по своим законам. Под конец года аналитики отмечали большие проблемы в финансовом и банковском секторе. Долги выросли, активы все больше становятся похожи на пустые ничем не обеспеченные бумаги.
В 2016 году правительство не сделало ничего для диверсификации производства и смены вектора основных направлений экспорта. Технологии остаются на низком уровне. Продукцию покупают в России, но не в ЕС. Однако с Россией отношения постепенно ухудшаются. Недавно Беларусь отказалась оплатить долги всемогущему Газпрому. Такой шаг для страны, сильно зависящей от РФ, чреват непредсказуемыми последствиями.
Тем не менее, подводя итоги 2016 года, правительство заявляет о создании дополнительных 50 тысяч рабочих мест. Откуда взялась эта цифра, мало кто понимает. Да и доверие «низов» к власти постепенно снижается, как и слаженность действий различных ее ветвей. Поговаривают, что даже Лукашенко перестал верить чиновникам, из-за чего в стране постоянно появляются все новые и новые контролирующие органы. Быть может, именно в них нашли новую работу те самые 50 тысяч человек? Занятость точно не растет на производстве. По данным официальной статистики, только за первые 10 месяцев минувшего года количество безработных выросло на 90 тыс. чел.
Перспективы – еще хуже.
Идея сохранения социализма, от которой никак не хотят отказаться белорусы, будет стоить им продолжения рецессии, говорят эксперты. В 2017 году за нее придется заплатить и усилением социальной напряженности в стране. Короче говоря, люди станут жить хуже.
Социализм – это отсутствие реальных реформ. Александр Лукашенко как-то заявил, что будет защищать социализм, пока жив. Но социализм – это еще и умение в упор не видеть самые острые проблемы общества. Так, президент страны утверждает, что при социализме нет безработицы, хотя в Беларуси она, на самом деле, есть. А поскольку Лукашенко ее не видит, то считает нужным продолжать борьбу с так называемыми тунеядцами.
Никакой приватизации в Беларуси 2017 года тоже не будет. Госсектор не желает расставаться с предприятиями, хотя нужно платить долги, а других источников поступлений не существует. Разве только напечатать деньги, переложив долговую нагрузку на каждого гражданина.
Правда, Беларусь вместе с Россией играет в политику импортозамещения. В какой-то мере, благодаря ей, легче продаются отечественные товары на внутреннем рынке. Но путь на внешние для них, как правило, закрыт. И также не стоит забывать о падении качества, происходящем в процессе реализации политики экономической закрытости. Особенно, когда импортозамещением также руководят бюрократы, для которых и рыночная экономика, и современные технологии – чуждые понятия.
По мнению экономиста Ярослава Романчука, избавить белорусскую экономику от серьезных проблем может только чудо. В 2017 году неплохим подспорьем могли бы стать кредиты, взятые либо в РФ, либо в МВФ. Однако, чтобы получить деньги, нужно стать послушным учеником кредиторов. Если же новых поступлений не будет, наверняка возникнет проблема неплатежей. Как отмечает Ярослав Романчук, Беларусь уже сейчас отличается существенными различиями в развитии столицы и регионов. Продолжая рецессию, власти автоматически увеличат разрыв.
Прогнозы экономистов сводятся к тому, что в 2017 году безработица в Беларуси вырастет примерно на 6%, а не на 1%, о котором говорят приближенные к правительству аналитики. ВВП, скорее всего, также останется на нуле, если и вовсе не сократится. В СМИ же звучат разные цифры: плюс 1,7%, 0,3%, 0,2%... В реальности же никакого роста до 2018 года ожидать не приходится.