В прошлом году у Республики Беларусь «просели доходы от нефти», в текущем году будет даже хуже. «Некая часть энергетики станет феерической... и пугающей», — сказал аналитик BISS А. Автушко-Сикорский. Об этом пишет «Деловая газета». «В 2017 году Беларусь в своих отношениях с Россией в отношении именно нефтегазового вопроса тыкала острой палкой в спящего тигра, а он проснулся, и с испугу Беларусь выстрелила себе в ногу», — образно двусторонние отношения описал эксперт.
Обмен мнениями о будущих перспективах современной внешней политики страны произошел в рамках специальной презентации аналитических продуктов: Внешнеполитического индекса BISS, «Белорусского ежегодника» (интернет-сайт «Наше мнение»), а также Аналитического еженедельного мониторинга Belarus in Focus.
По словам эксперта, в ситуации, когда у самой РФ начали сокращаться доходы от нефтяной добычи, стали в принципе истощаться доходы по причине структурного кризиса, «мы приняли решение, что нужно начинать качать свои права, как мы это делали до этого, пытаться выбивать на переговорных площадках, в том числе за счет детального обсуждения договоренностей в рамках ЕАЭС, уменьшения цены на газ, более благоприятных условий для поставок нефти».
«В такой ситуации, в ситуации, когда у представителей российской стороны вполне хватает своих проблем, кроме проблем с нефтедобычей, будет лучше помолчать, — считает Автушко-Сикорский. — Так как мы российскую сторону разъярили сильно и здесь началась... нерациональная ситуация, когда поставки сырой нефти стали увязывать именно с вопросами цены на природный газ».
Во-вторых, добавилась еще и «такая составляющая, которая не поднималась достаточно давно в отношениях с Беларусью, но которая, например, проявлялась очень активно в отношениях с Украиной, в частности, вопрос об инфраструктуре транспортировки».
«Недавно Россия предложила перекинуть транспортировку сырой нефти не через Беларусь на свои порты, и тем самым важность самой Беларуси как стража ворот, который был всегда ответственен за большое число транспортировок железнодорожным и трубопроводным транспортом российской нефти далее на Запад, снижается», — считает эксперт, передает издание«Биржевой лидер».
Проблема в том, констатировал он, «что существует такая своеобразная зависимость, когда понижалась наша важность именно как стража ворот, всегда у нас те же условия поставок сырой нефти ухудшались». «И в случае с разразившимся нефтегазовым спором, тогда, когда конкретно подключаются вопросы инфраструктуры, россияне могут зайти далеко, даже если это не слишком выгодно в экономическом плане, потому что они могут», — говорит аналитик BISS. Он напоминает, что «Белтрансгаз» уже не «Белтрансгаз», а фактически реальная газпромовская структура: мы лишь владеем трубой, но будем владеть, возможно, не очень долго».
Автор: Виталина Тарасова