На протяжении нескольких недель между белорусскими пользователями социальных сетей активно ведутся дискуссии о литвинах и литвинстве. По мнению экспертов, движение литвинов несет в себе зародыш сепаратизма, сообщают журналисты раздела «Новости Беларуси» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «ЕвроБеларусь».
Согласно оценке профильных специалистов, в текущем году Москва будет предпринимать попытки дестабилизировать ситуацию в соседней Беларуси. Судя по недавним событиям, подходящим вариантом для информационной войны против Беларуси Россия считает раздувание пожара литвинизма. На протяжении нескольких минувших недель тема литвинов и литвинства обсуждается белорусскими пользователями социальных сетей.
Историк Алесь Кравцевич утверждает, что есть такие люди, которые призывают менять название страны и народа, считая неправильные названия причиной всех бед современных белорусов. Сторонники этой теории говорят, что название «Беларусь» навязано Россией, принесенное извне оккупантами, поэтому название нужно менять на Литву.
Себя историк называет противником этой инициативы и считает предложение полной чушью. Кравцевич убежден, что литвинство придумали враги Беларуси, а поддержали дураки внутри страны.
Суть движения и причины его актуализации объяснил философ и методолог Владимир Мацкевич. Он сообщил, что не видит ничего плохого в интересе современных белорусов к истории Великого княжества Литовского, воспоминаниях о предках и заимствовании традиций. Тем не менее, еще перед Первой мировой войной Беларусь заявила о себе как о нации, хотя белорусы далеко не самым лучшим образом подготовились к борьбе.
Констатирует философ, что в то время, когда другие народы обрели свою государственность, белорусы сумели только объявить БНР. Однако удержать и отстоять отдельную страну белорусы не сумели, поскольку были зажаты между крупными и сильными государствами. Белорусы оказались в такой же непростой ситуации, как и украинцы, народам балтийских стран объявить свою государственность было легче.
Мацкевич утверждает, что разгоревшаяся в Беларуси дискуссия о литвинах многим кажется недостойной внимания, бурей в стакане воды, но все не так просто. В современности постепенно увеличивается количество людей, идентифицирующих себя, как литвинов. При переписи 2009 года литвинами себя называли 66 человек, сейчас к ним присоединились многие граждане, считавшие себя ранее белорусами, поляками, или русскими. К литвинам они относятся по самоопределению и самосознанию.
Ностальгия по прошлому отвлекает от современности.
Очевидно, что число литвинов вряд ли когда-то станет доминирующим или очень большим. Тем не менее, в этом тренде есть несколько крайне важных моментов, которые нужно рассматривать и определять оптимальный способ реагирования на них:
- литвинство несет в себе зародыш сепаратизма. В этом движении происходит разделение гражданской нации, какой сейчас является Беларусь, по квазиэтническому принципу. Подобные моменты не могут оставаться за пределами внимания тех, кто стремится расколоть страну.
Постепенно в мире набирает обороты деление по этническому принципу, что объясняется миграционным кризисом, мультикультурализмом и недовольством теперешней ситуацией в своих странах большого количества людей. Изначально в движении литвинизма присутствует элемент сепаратизма, сейчас шум вокруг движения поднялся из-за попытки использования этого зародыша силами из России. Мацкевич уточняет, что речь идет о силах, специализирующиеся на информационной и консциентальной войне. Эти силы считают, что в современной Беларуси можно раздуть пожар литвинизма. В свое время ФСБ и КГБ оказывали поддержку слабому движению ятвягов и полесской автономии;
- литвинизм содержит в себе немало привлекательного для той части населения, которая мечтает о восстановлении СССР. Центральная идея движения заключается в ностальгии по определенному этапу истории, который современникам кажется очень привлекательным. У многих людей может возникнуть ностальгическая желание возродить прошлое, в чем таится опасность.
Люди, ностальгирующие по прошлому, не уделяют внимания решению насущных задач. Вместо участия в строительстве современной белорусской нации литвины и граждане, ностальгирующие по СССР, заняты своими мечтаниями и фантазиями. Ностальгирующие по прошлому белорусы мечтают о возвращении в тот или иной исторический период, но реальная деятельность их не привлекает.
Подчеркивает Мацкевич, что в любом случае каждый из белорусов является свободным человеком, поэтому никто никого не может заставить участвовать в строительстве современной процветающей независимой страны. Желающие увлекаться прошлым могут это делать, но увлечение, как правило, охватывает людей с довольно поверхностным знанием истории. Аргументы людей, ностальгирующих по СССР, сводятся к акцентам на одной стороне истории с одновременным игнорированием другой.
В первые годы после распада СССР, когда времена были непростыми для всех жителей постсоветского пространства, люди вспоминали о прошлом. Как правило, в первую очередь вспоминали об уверенности в завтрашнем дне, стабильной жизни. Однако мечтающие о возвращении в СССР люди не вспоминали о 1937 годе, о ГУЛАГе и забывали, что Страна Советов распалась в силу неспособности компартии руководить огромной страной, без чьей-то злой воли.
Аналогично литвинисты предпочитают помнить героические столетия существования Великого княжества Литовского, с крупными победами, достижениями и развитием культуры. Однако в два последних века ВКЛ было совсем другим. На закате существования княжество было уже не тем государством, которое когда-то создавали герои и пассионарии. В 17 веке началась деградация страны, княжество превратилось в своеобразный придаток Западной Европы – культура пришла в упадок, экономические ресурсы истощились из-за постоянных войн с Московским государством.