Газовый долг перед Российской Федерацией стал уже просто неподъемным для Беларуси, и в этой связи возникает вполне логичный вопрос – где же президент этой страны Александр Лукашенко возьмет средства на его погашение? Более детально о том, где Лукашенко взять деньги для того, чтобы рассчитаться с Россией за газ, узнавали журналисты раздела "Новости Беларуси" издания "Биржевой лидер".
Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович заявляет, что в настоящее время не наблюдается никаких подвижек в решении вопроса погашения Беларусью задолженности перед Россией за поставки природного газа. Он также уточнил, что Москва настаивает на варианте с погашением Минском имеющейся задолженности в полном объеме. Согласно расчетам, сделанным российским правительством, долг Беларуси за поставленный газ вырос уже до 550 миллионов долларов. Минску сейчас неоткуда брать столь серьезную сумму – не стоит забывать, что помимо газового долга, у белорусской власти есть еще и долговые обязательства по облигациям – как внутренним, так и внешним. Выплаты по данным ценным бумагам составят в течение года более 1 миллиарда долларов.
Следует отметить, что приведенная выше цифра в 550 миллионов долларов, которые, как подсчитали в правительстве РФ, Беларусь задолжала России за газ, еще не окончательная, поскольку задолженность увеличивается с каждым днем. Стоит напомнить, что в конце прошлого года появилась информация о том, что из-за спора относительно цены российского топлива для Беларуси, за год задолженность белоруской стороны перед РФ выросла на 280 миллионов долларов, то есть, по сути, удвоилась. Москва и дальше продолжает настаивать на том, чтобы Минск погасил весь долг в полном объеме, однако, судя по словам Дворковича, никакого прогресса в разрешении данного конфликта пока не наблюдается.
Беларусь пробует убедить России в необходимости снижения цены на газ.
Напомним, что газовое противостояние между Беларусью и Россией продолжается уже больше года. В течение всего этого времени Минск пробует убедить Москву в необходимости снизить цену на газ. В частности, белорусская сторона хочет, чтобы Россия поставляла ей топливо не по 133 доллара, как это предусмотрено действующим контрактом, а по льготной цене, в диапазоне 70-80 долларов.
Ранее Владимир Потупчик, возглавляющий белорусское Министерство энергетики, объяснял, что, по мнению белорусской стороны, в данной ситуации должны действовать рыночные равнодоходные цены. Его российский коллега Александр Новак отмечал, что, по мнению белорусской стороны, Минску, с учетом снижения цен на "голубое топливо" в Европе, более выгодно получать российский газ по равнодоходным ценам, а не по цене, предусмотренной соответствующим межправительственным соглашением.
Отметим, что согласно этому соглашению, цена российского газа для Беларуси – это его цена в Ямало-Ненецком АО плюс транспортировка до белорусской территории. Кстати, последний показатель также высчитывается с помощью соответствующей формулы. Вместе с тем Новак особо отметил тот факт, что данное межправительственное соглашение не предусматривает перехода к равнодоходным ценам с 1 января 2016 года.
По словам главы Минэнерго РФ, равнодоходные цены начнут действовать после того, как в рамках Евразийского экономического союза будет создан единый газовый рынок. Между тем Беларусь, так и не добившись от России снижения цены на топливо, решила сделать это в одностороннем порядке. Белорусская сторона попросту начала оплачивать российское топливо не в полном объеме.
Следует отметить, что только лишь газовой сферой вспыхнувшее между двумя союзными государствами противостояние не ограничилось. В частности, белорусские власти приняли решение об ограничении объема поставок нефтепродуктов на рынок РФ. Естественно, Москва не оставила такой шаг без ответа, и ограничила поставки в Беларусь сырой нефти. После этого в Минске озвучили намерение повысить тариф на транзит российской нефти через белорусскую территорию. В декабре прошлого года Минск перечислил Москве авансовый платеж, полагая, что российская сторона восстановит поставки нефти. Однако Россия эти деньги вернула, поскольку ожидает погашения задолженности в полном объеме.
Получается, что чем дальше Беларусь будет оттягивать с выплатой долга, тем сложнее ей будет его в итоге погасить. Специалисты Центра развития ВШЭ отмечают, что 2016 год явно показал – количество поступающих в Беларусь российских денег начало сокращаться. Весной прошлого года Минск подписал с Евразийским банком развития соглашение, на основании которого Беларусь должна была получить кредит на общую сумму в 2 миллиарда долларов. Первый транш кредита в размере 500 миллионов долларов белорусская сторона получила практически сразу. Летом страна получила второй транш – 300 миллионов долларов. Такую же сумму Минск должен был получить и осенью 2016 года, однако данный транш так и не был выделен.
У Беларуси есть и иные источники привлечения финансирования, однако они, скорее всего, кажутся Александру Лукашенко слишком уж рискованными. В частности, можно взять кредиты у Китая или у западных стран. В Центре развития ВШЭ объяснили, что китайское финансирование выглядит достаточно обильным, однако Минск не осваивает эти деньги. Во-первых, здесь присутствуют довольно серьезные политические риски. Во-вторых, Поднебесная, скорее всего, заинтересована в инвестиционных проектах, а их в Беларуси не так уж и много. Вместе с тем возможность взять кредит у МВФ представляется белорусским властям опцией, которую можно задействовать в крайнем случае.