Александру Лукашенко не позавидуешь. Потратить два десятилетия на сближение с Россией и на примере Украины убедиться, что получается из этого «братства народов», - это большое разочарование. Лукашенко пытается делать вид, что его страна независима. Но интеграция Беларуси в «русский мир» слишком велика. Чего же стоят последние заявления президента Беларуси о поддержке Украины? Ответить на этот вопрос попытались эксперты «Апострофа».
Предательство Батьки?
Лукашенко – ближайший союзник Путина. Тем не менее в последнее время он позволяет себе риторику, от которой воздерживается даже большинство европейских лидеров. Критику РФ и поддержку Украины российские СМИ поспешили окрестить предательством. Но мало кто из журналистов, привыкших заниматься примитивной пропагандой, упоминает о другом важном обстоятельстве. Отношения между Минском и Москвой портятся день ото дня.
Не так давно появилась информация о планах РФ перебросить на территорию Беларуси ни много ни мало, а 4 тысячи вагонов военных грузов. Эксперты уверены: этого вполне достаточно, чтобы взять страну под военный контроль. То есть речь идет о настоящей оккупации. Произойдет ли нечто подобное на самом деле или же мы имеем дело с очередной информационной уткой, пока непонятно. И все же Лукашенко явно оказался в некомфортной ситуации.
Апогеем размолвки считается заявление Александра Лукашенко о том, что Украина воюет за свою независимость. По сути, эти слова означают признание России как агрессора, а также наличие опасности для самой Беларуси. Риторика президента вполне вписывается в логику, которой некогда пользовались и украинские политики. Мол, независимость нам слишком легко досталась, поэтому мы ее и не ценим. Правда, Лукашенко уточняет, что противостояние с Москвой у его страны происходит не в военной и политической, а исключительно в экономической сфере. Но так ли много нужно, чтобы одно перешло в другое?
Спецслужбы Беларуси уже арестовали первую «порцию» российских пропагандистов. Делегации Беларуси в международных организациях перестали безоглядно поддерживать российских коллег по всем вопросам. Неужели это конец того самого союзного государства, которое такими трудами создавали минские и московские лидеры? Эксперты советуют не спешить с выводами.
Лукашенко оказался в тупике крепкой дружбы.
По мнению аналитиков, нынешние высказывания Лукашенко – всего лишь реакция на реальную опасность, нависшую над Республикой Беларусь. А вообще-то они не столь радикальны, как может показаться на первый взгляд. В первой половине девяностых белорусские политики были более самостоятельны и независимы в оценках российской угрозы. Хотя и общество тогда было не столь зависимо от парадигм «русского мира».
Проблема в том, что за долгие годы своего правления Лукашенко не только уничтожил зачатки демократии, но и подавлял какие-либо проявления национального сознания. Сегодня не только экономика, но и образование в Беларуси организовано по российским стандартам. Целое поколение воспитано в духе «неразрывной дружбы» с российским народом и разговаривает преимущественно на русском языке. Остальная заграница, конечно же, воспринимается как враждебная среда. Нужно быть в жесткой оппозиции к Лукашенко, чтобы поднимать настоящее национальное знамя или говорить о реальном положении в области гражданских прав и свобод.
Как поясняют эксперты, на фоне аннексии Крыма и войны на Донбассе, продолжающейся уже почти три года, у Александра Лукашенко начал проявляться инстинкт самосохранения. Он точно не желает закончить так, как Янукович. Но он, с другой стороны, остается заложником того положения, в которое поставил себя своей собственной политикой. Это настоящий конфликт внутри себя. И так долго продолжаться не может.
Для Лукашенко было бы лучше, чтобы время вернулось назад лет хотя бы на пять. Иначе действительно придется «выбирать между жизнью и честью». Продолжив заигрывать с Кремлем, он сохранит свою диктаторскую власть, но вполне может потерять страну. Развернув политику в сторону демократии и Евросоюза, он наверняка очень быстро лишится президентского кресла. Ситуация кажется безвыходной. И лучше всего в таких условиях вообще ничего не делать. Тогда появляется хотя бы слабая надежда, что Россия ради сохранения образцово-показательного соседа откажется от экономического давления и не станет применять политические или военные методы влияния на пока еще формально независимую страну.
Впрочем, перспектива оккупации также выглядит нелогично. Если РФ желает снятия санкций, то только вторжения в Беларусь ей и не хватает. Денег у России, как известно, тоже нет. Очевидно, в Кремле сейчас даже рады, что отказались осуществлять проект «Новороссия», в результате которого пришлось бы содержать десяток областей Украины. Повтори Москва эту попытку в Беларуси, результат будет тем же.
В общем, ситуация складывается таким образом, что Лукашенко какое-то время все еще будет нужен Кремлю в старом качестве. Поэтому не следует воспринимать последние заявления белорусского президента как признак разрыва с Путиным, утверждают эксперты. Их обоюдный интерес – помириться и продолжить сосуществовать так, как в последние два десятилетия.