В Азербайджан из Беларуси после соответствующего запроса правоохранителей и решения суда экстрадирован Александр Лапшин. Супруга блогера полагает, что в судебном решении есть политическая составляющая. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
С согласия Верховного суда Беларуси в Азербайджан выдан гражданин России, Украины и Израиля, блогер Александр Лапшин. Во вторник, 7 февраля рейсом из Минска он доставлен в Баку, об этом сообщила пресс-служба Генпрокуратуры Азербайджана. Несколькими часами ранее Верховный суд Беларуси отклонил жалобу блогера на решение, вынесенное Минским горсудом. Вердиктом суда белорусской столицы признана законность постановления Генпрокуратуры об экстрадиции Лапшина в Азербайджан для последующего уголовного преследования.
Адвокат Лапшина Наталья Шекина сообщила, что супруга блогера обратилась от его имени в отдел гражданства и миграции ГУВД Минского горисполкома. В обращении содержится просьба о предоставлении блогеру дополнительной защиты, процедура похожа на прошение о предоставлении убежища. При общении с журналистами Екатерина Лапшина подтвердила факт обращения, но отказалась сообщить подробности.
С представителями прессы супруга блогера Екатерина пообщалась после оглашения решения Верховного суда. Она рассказала, что некая возможность внести изменения в развитие будущих событий еще есть. По словам женщины, после завершения белорусского этапа предстоит продолжение борьбы в Азербайджане. Заранее сдаваться супруги не намерены.
Следует напомнить, что причиной уголовного преследования Лапшина является публикация в его блоге. Автор поделился с читателями впечатлениями от посещения Нагорного Карабаха, что является преступлением согласно положениям Уголовного кодекса Азербайджана. В случае подтверждения вины в судебном порядке Лапшину грозит лишение свободы на срок до 5 лет. Однако в дальнейшем, воспользовавшись украинским паспортом, где написание имени отличается от русского («Олександр» вместо «Александр») Лапшин посетил Азербайджан и рассказал об этом в блоге.
Белорусские власти задержали блогера 15 декабря по запросу Интерпола. Через месяц Генпрокуратура приняла постановление о выдаче блогера в Азербайджан, решение об экстрадиции признано законным Минским городским судом. Затем аналогичный вердикт вынес Верховный суд. В Азербайджане Лапшина обвиняют в нарушении 2 статей Уголовного кодекса – кроме незаконного пересечения границы, ему вменяют распространение призывов, направленных против государства.
Отсрочки экстрадиции защитники не добились, но процедурные нарушения при выдаче допущены.
Защитники блогера надеялись отсрочить день экстрадиции, об этом в интервью рассказал Андрей Елисеев, аналитик Варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition (EAST). Белорусское законодательство позволяет предоставление дополнительной защиты иностранному гражданину, который находится на территории Беларуси, в случае отсутствия оснований для присвоения статуса беженца, но при наличии обоснованных опасений, что после экстрадиции человек столкнется с угрозой смертной казни. Законодательство Беларуси кроме смертной казни после экстрадиции защищает иностранцев от пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания, унижающих достоинство.
Елисеев полагает, что в данном случае речь идет о выдаче гражданина другой страны иностранному государству, которое не считается в Беларуси серьезно нарушающим права человека. Поэтому с высокой долей вероятности протест на экстрадицию в Азербайджан власти Беларуси не будут рассматривать. Также интересно, что 3 февраля белорусский президент дело Лапшина прокомментировал.
Лукашенко напомнил, что блогера задержали по запросу Интерпола. Согласно всем положениям законодательства и существующему порядку, Беларусь должна передать задержанного блогера в Азербайджан. Белорусский лидер допустил, что задержанного можно было отпустить, но подобное решение выглядело бы неправильным. Лукашенко акцентировал внимание на том, что нет никаких оснований не передавать Лапшина в Азербайджан.
7 февраля супруга блогера заявила журналистам, что слова президента Лукашенко оказали влияние на решение Верховного суда. С мнением Екатерины Лапшиной соглашается Олег Агеев, юрист Белорусской ассоциации журналистов. Он констатирует, что озвученная главой государства позиция «значительно сузила возможности по рассмотрению жалобы». Высказывание президента до момента принятия Верховным судом какого-либо решения по жалобе вполне можно рассматривать как давление на суд.
Юрист незарегистрированного правозащитного центра «Весна» Павел Сапелко придерживается аналогичной точки зрения. В то же время, юрист обращает внимание на другой аспект вопроса. Сложно понять основания для экстрадиции блогера, если Лапшина обвиняют в посещении Нагорного Карабаха. Сапелко отмечает, что похожего преступления в белорусском Уголовном кодексе нет, но это условие является обязательным для применения процедуры экстрадиции.
Председатель движения «За свободу» Юрий Губаревич в свою очередь сообщает, что позиция белорусских властей по поводу непризнания нового статуса спорных территорий остается последовательной. Касается это всех спорных регионов – Южной Осетии, Абхазии, Крымского полуострова, Приднестровья, и Донбасса. Вполне возможно, что определенную угрозу президент Лукашенко чувствует в отношении Беларуси, поэтому заранее рассчитывает на международную поддержку и законодательство.