Не исключается, что в Беларуси идет дело к общенациональному диалогу за настоящим круглым столом. Такого роода вывод сделал главред «Народной воли» И. Середич после беседы с Лукашенко 13 февраля, пишет издание “Белорусские новости”.
Позиции режима постепенно слабеют.
А зачем для Лукашенко проводить диалог с оппонентами? Он всегда себя ведь позиционировал как народный лидер, напрямую общающийся с массой и выражающий ее интересы. Ну, а у членов «пятой колонны» есть, мол, только корыстный интерес: дорваться до госвласти и пустить всю страну прахом. Но сейчас позиции президента — как и внутри-, так и внешнеполитические — ослабели. Хотя силовой кулак еще крепок, но он бесполезный против экономического кризиса, возбуждающий ропот электората.
И если бы можно было сегодня узнать от именно независимых социологов показатель рейтинга официального лидера, то цифра, вероятно, оказалась бы невероятно низкой. Однако, это т. н. социологическое зеркало разбито: после прошлогоднего массового наезда спецслужб и гостелевидения НИСЭПИ прекратил различные национальные опросы с публикацией полноценных результатов, а больше делать это некому. Ныне правящие власти избавились от раздражителя, но вот притока любви от народа к себе получить не могли. Недовольные уменьшением уровня жизни и многими новыми поборами белорусы ругают госвласть почем зря.
Вдобавок (и это даже никак на первом месте по своей опасности) берет за горло соседняя Россия. Так, например, с одной стороны, она урезала субсидии, а уже с другой — требует еще большей союзнической верности. Даже дошло до того, что сам Лукашенко вынужден лично успокаивать публику: пожалуйста, не бойтесь, совершенно никакого захвата страны под маркой совместно проводимых учений «Запад-2017» не произойдет. Да, такого рода алармистский сюжет является маловероятным, но уже само по себе обсуждение вопроса в подобной плоскости отчетливо показывает, в какой именно фазе оказалась т. н. братская интеграция.
Нынешние отношения с РФ пребывают в системном кризисе, эти союзники друг другу не доверяют, и в принципе сценарий по смене Кремлем высшей власти в Беларуси, вполне вероятно, представляется ее современному руководителю не таким уж и поистине фантастическим. В итоге налицо здесь потребность консолидировать белорусскую нацию перед лицом нависшей внешней угрозы, давать должный отпор медийному дискурсу россиян, ставящему под вопрос даже само право белорусов на свою государственность.
И здесь немного надежды на разные бледные провластные организации. ГосСМИ также анемичны, все продолжают делать по отмашке, причем в основном делают топорно. По сути, Лукашенко признал крах попыток создать полноценную государственную идеологию. Как ни крути, а в наши дни не мешало бы иметь в своих союзниках не какие-то казенные души, а абсолютно искренних патриотов из общего числа тех, кого Лукашенко на протяжении многих лет брезгливо называет «свядомыми». Этих людей вытеснили в политическое гетто, когда мощь набирал белорусский абсолютизм. Сейчас же оказалось, что абсолютизм может совсем далеко не все.
В наши дни Лукашенко опять хочет нормализовать свои отношения с Евросоюзом, Штатами и как минимум им показать, что он не такой уж невероятно страшный диктатор. Вероятнее всего, сам «Большой разговор с президентом» был задуман как демонстрация готовности нынешнего официального лидера к разговору с инакомыслящими. Но получилось лишь кондово. Участников тщательно отфильтровали, преобладали только лояльные персонажи, а на внезапно попавшем в самый центр внимания либеральном экономисте Я. Романчуке глава государства постоянно демонстрировал свое превосходство как в статусе, так и житейской мудрости.
Впрочем, и Лукашенко попал здесь в ловушку жанра, пишет «Биржевой лидер». Реальная публичность мероприятия попросту вынуждала доминировать, а также утверждать собственное лидерство. Если предполагаемый г-ном Середичем диалог будет разворачиваться в подобного рода ключе, то толку будет слишком мало. Он только сильнее расколет оппозицию: тех, кто решит сесть за имитационный круглый стол, нынешние более непримиримые борцы против политрежима объявят соглашателями, а также агентами.
Государство ручного управления.
Почему же тогда Лукашенко согласился встретиться с главредом оппонирующей режиму «Народной воли»? Сейчас правящая верхушка является заинтересованной как минимум в одном из направлений работы отечественных независимых СМИ — чтобы те помогали активнее противодействовать информэкспансии «русского мира», сильным великодержавным идеям. Но и тут для госвласти возникает головоломка и даже тормоз: ведь независимые СМИ не ограничиваются критикой вовне, они и режим не жалуют.
По словам г-на Середича, президент дало обещание, что сняты будут проблемы с доступом именно негосударственных газет к нынешней системе распространения. Вот и первый тест для госвластей: выполнят ли подчиненные данную установку. При этом весьма символично, что в этот же самый день никто из госорганов, несмотря на приглашения, не пришел на конференцию «Медиа Беларуси: вызовы и шансы», которая была организована Белорусской ассоциацией журналистов.