У белорусских «тунеядцев» есть еще несколько дней из отведенного руководством страны срока для уплаты налога. Эксперты сомневаются, что механизм взыскания сбора на финансирование государственных расходов в случае массовой неуплаты будет функционировать, сообщают журналисты раздела «Новости Беларуси» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
Через несколько дней в Беларуси истекает срок уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год. Однако белорусы пока явно не торопятся нести государству свои деньги. Отправленные фискальными органами уведомления получили около 470 тысяч граждан страны. Согласно информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 7 февраля только 44,5 тысячи человек оплатили сбор на общую сумму 13,4 миллиона рублей.
Леонид Судаленко, правовой инспектор независимого профсоюза РЭЛ, отмечает, что с 21 февраля всем, кто не заплатит сбор и не начнет процедуру его оспаривания, будет начисляться пеня. В месяц к основной сумме задолженности в 360 рублей начнет прибавляться по 5,4 рубля. Выплату долга в рассрочку декрет №3 не предусматривает, как и возможность доказать то, что социальными услугами государства человек в определенный промежуток времени не пользовался.
По словам юриста, в декрете сказано, что житель Беларуси может быть освобожден от сбора полностью, либо заплатить всю сумму в полной мере, частичное освобождение невозможно. Также нет возможности получить сведения о том, на какую сумму конкретный человек получил государственные услуги в 2015 или 2016 году. Вместе с тем, для злостных неплательщиков предусмотрены санкции в виде штрафа или административного ареста с последующим обязательным выполнением общественных работ.
Тем не менее, Судаленко убежден, что власти предпочтут наказывать «тунеядцев» штрафами. В первую очередь может быть использована возможность взыскания средств через арест счетов в банках или средств на СИМ-картах мобильных операторов. В случае неуплаты штрафа рано или поздно к человеку придут судебные исполнители, которые могут ходатайствовать перед судом о запрете выезда за границу. Кроме того, по ходатайству судебных исполнителей граждан могут лишить водительского удостоверения до момента погашения задолженности или наложить арест на имущество.
Учитывая то, что в списке «тунеядцев» действительно много людей, вряд ли власти готовы подвергнуть административному аресту их всех. К примеру, в Гомеле есть только один изолятор временного содержания, куда можно поместить не более 70 процентов потенциальных «тунеядцев». Также примечательно, что в случае массовых арестов всем «тунеядцам» нужно будет обеспечивать трехразовое питание, для общественных работ предоставить одежду по сезону, провести инструктаж, представить милиционера и найти занятие. Очевидно, что в случае массовой неуплаты механизм действовать не будет.
Юрист Сергей Балыкин полагает, что белорусы, которые получили «письма счастья», за оставшуюся неделю вряд ли побегут платить сбор. По его мнению, если сотни тысяч граждан проигнорируют нормы декрета, применить к ним санкции государство не сможет физически. Невозможно даже оштрафовать такое количество людей, не говоря уже об административном аресте. Для выполнения столь масштабной задачи у государства не хватит ни сил, ни людей.
На этапе применения штрафных санкций окажется, что на одного милиционера приходится по 4 «тунеядца». Такое соотношение будет актуальным при условии, что правоохранительные органы откажутся от всех остальных дел и не будут вести расследование никаких правонарушений – от бытовых потасовок и до крупных преступлений. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, реализация штрафных санкций выглядит перспективой довольно сомнительной.
Несправедливый сбор можно оспорить.
Существуют правовые механизмы, задействование которых поможет безработным белорусам получить освобождение от «налога на тунеядство». Сергей Балыкин обращает внимание на то, что в документе предусмотрена возможность освобождения от уплаты для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для применения этого механизма следует обращаться с заявлениями в местные органы власти, хотя практика показывает, что чиновники нередко понимают такие обстоятельства превратно.
Леонид Судаленко констатирует, что отсутствие работы на самом деле и является той самой трудной жизненной ситуацией. Поэтому безработные белорусы вполне могут обращаться в местные органы власти с соответствующими заявлениями. Кроме того, на имя руководства налоговой инспекции, из которой пришло извещение об уплате сбора, можно писать жалобы. В большинстве случаев налоговики отвечают, что извещение законно, к труду никто людей не принуждает, а декрет направлен на проведение ямочного ремонта, компенсацию расходов на работающие в ночное время уличные фонари и обеспечение безопасности на улицах.
Юрист сообщает, что после получения такого ответа следует обращаться в вышестоящую налоговую инспекцию города или области. В дальнейшем, если не удалось добиться справедливости в налоговой инспекции, юрист советует подавать судебный иск. В рамках судебного рассмотрения человеку предстоит доказать свое участие в финансировании государственных расходов. Доказательством могут служить квитанции об уплате различных налогов и пошлин, даже справка от мобильного оператора, в которой отдельно насчитан НДС.