Горячие Новости

Облако тегов

В чем феномен белорусского патриотизма?

В чем феномен белорусского патриотизма?
Белорусская национальная идентичность несколько отличается от привычных норм. Однозначно называют себя гражданами своей страны даже белорусы, которые не знают белорусского языка и всю жизнь разговаривают на русском. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
 
Большинство жителей Беларуси в настоящее время пользуется в быту и при общении с государственными структурами русским языком. Белорусский язык, который выступает государственным наравне с русским, понимают почти все граждане страны, многие белорусским пользуются ситуативно, в общении с отдельными друзьями и коллегами. В последней переписи населения (данные за 2009 год) зафиксировано, что родным для себя белорусский язык считают 60 процентов жителей страны. Эксперты феномен русскоязычного патриотизма в Беларуси не считают чем-то удивительным.
 
Белорусский философ и писатель Валентин Акудович убежден, что русскоязычных белорусских патриотов следует воспринимать так, как англоязычных ирландцев или австрийцев, говорящих на немецком. Руководитель Белорусской аналитической мастерской, социолог Андрей Вардомацкий соглашается с тем, что язык является сильным, но не единственным индикатором национальной идентичности. Никто не может сказать, что бразильская, австрийская, венесуэльская или ирландская идентичности выражены недостаточно четко.
 
valentin_akudovich.jpg
В случае с Беларусью имеют место свои особенности. Акудович отмечает, что в стране население никогда не разговаривало только на одном языке. Кроме белорусского языка, который последние несколько столетий использовался преимущественно в сельской местности, белорусы разговаривают также на польском и русском языке. В свое время предпринимались попытки полонизировать или русифицировать белорусов. Во втором случае, как видно из современной ситуации, деятельность оказалась намного более успешной.
 
Социолог Вардомацкий самым важным индикатором идентичности называет субъективную самоидентификацию. Он отмечает, что человек может жить, где угодно, разговаривать на любом языке, вырастать в разных культурных традициях, но при этом субъективно считать себя представителем определенной нации. Известно, что в семье литератора Максима Богдановича говорили на русском, но сам классик считал себя белорусом и произведения писал только на белорусском языке.
 
Теория выделяет пять критериев национальной идентичности – общность истории, культуры, языка, территории проживания и социально-психологические подобия в поведении людей. Социолог объясняет, что в случае белорусской идентичности тип ее можно определить как «территориально-государственнический». В Польше, к примеру, идентичность культурно-историческая. В Беларуси приблизительно одинаковое количество людей в опросах называет территорию и государство факторами, которые больше всего роднят их с людьми аналогичной национальности.

Идентичность несколько размытая.

Многие эксперты полагают, что базовым трендом при формировании национальной идентичности в Беларуси выступало образование суверенного белорусского государства после распада СССР. Философ Акудович напоминает, что никогда прежде белорусы не имели своего государства, что отчасти объясняет размытую идентичность. Эксперты объясняют, что именно сейчас национальная идентичность в Беларуси начинает приобретать четкие формы. Вместе с тем, процесс формирования нации продолжается, поэтому языковая проблема остается одной из самых важных и актуальных.
 
На процесс формирования национальной идентичности в белорусском обществе оказывают влияние также события недавнего прошлого. Известно, что перед Второй мировой войной в Белорусской ССР, которая вошла в состав Страны Советов, была практически уничтожена белорусская интеллигенция. Философ и культуролог Максим Жбанков также отмечает, что после войны в СССР функционировала довольно мощная система миграции через организацию глобальных проектов. В советские времена реализовывались комсомольские стройки, специалисты распределялись по всей территории страны. В результате на белорусской территории оказались люди из разных регионов СССР.
 
zhbankov.jpg
Главным результатом прошедших лет – после обретения Беларусью суверенитета в 1991 году – Жбанков считает изменения в сознании жителей Беларуси. Он констатирует, что в силу объективного изменения социального порядка и сопутствующих обстоятельств даже полностью русскоговорящие люди, которые проживают на территории Беларуси, не ассоциируют себя с Россией. Вместо привязанности к соседней стране белорусы акцентируют внимание на факторе «здесь и сейчас», а теперь место их проживания именуется Республикой Беларусь.
 
Эксперты предполагают, что не следует ожидать полного исключения русского языка из языковой практики белорусов когда-либо. Акудович сообщает, что сейчас есть реальная надежда на расширение сферы употребления белорусского языка, это значит уменьшение роли русского языка. Тем не менее писатель убежден, что при любом развитии событий Беларусь в дальнейшем останется как минимум двуязычной страной.

Похожего мнения придерживается культуролог Жбанков. Он прогнозирует, что сфера присутствия русского языка в будущем несколько скорректируется, но это не значит его полного вытеснения. Скорее всего, можно ожидать, что белорусский язык появится в коммуникативном поле и со временем выйдет на равные позиции с русским языком, как это и задекларировано в законодательстве.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Почитать на эту же тему

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Forex Capital Markets Ltd. (FXCM)
Forex Capital Markets Ltd. (FXCM)
Великолепный век
Великолепный век
Гута Иван Николаевич
Гута Иван Николаевич
Назарбаева Сара Алпысовна
Назарбаева Сара Алпысовна
24 января
24 января

Кузьма Деревянко: украинец, закончивший Вторую мировую войну