Без реформ Беларусь будет иметь длинную стагнацию, нарастание безработицы и регулярные девальвации. Такого мнения придерживается генеральный директор Бизнес-школы Института приватизации и менеджмента Павел Данейко. В интервью белорусскому изданию «Солидарность» он рассказал как провести реформы и при этом не «наплодить» безработных, а также кого нужно «безжалостно похоронить» ради экономического роста.
По словам специалиста, очень важно понимать, «кто болеет, а кто уже мертв, поскольку того, кто уже умер, лечить не нужно». «У нас проблема безработицы - самая политизированная. Да, действительно, реструктуризация предприятий приведет к высвобождению какого-то определенного количества работников. У нас это все воспринимается как совершенная катастрофа», - отмечает Данейко.
Он рассказал, как на одном из семинаров спросили шведского представителя, что делать с крупными компаниями, которые имеют тяжелую финансовую ситуацию, а тот сказал, что кризис в экономике напоминает эпидемию: «Безусловно, тех, кто заболел необходимо лечить. Поэтому в кризисные периоды государство обязано помогать таким компаниям. Это вполне нормально. Однако, чрезвычайно важно понимать, кто из них болеет, а кто уже умер. Поскольку того, кто уже умер, лечить не нужно».
Данейко отмечает, что еще тридцать лет назад в той же Швеции самыми популярными профессиями были судостроитель и сталевар, а в настоящее время таких профессий уже нет. «Ну и что? Швеция выросла и нет особой безработицы. То есть, если мы сохраняем предприятие, которое необходимо реструктурировать, мы отказываемся от роста экономики. Я всегда говорю: нам еще повезло, что в Республике Беларусь не производили механические пишущие машинки, а то бы мы до сегодняшнего дня сохраняли и поддерживали их производство», - отмечает эксперт.
Все меняется.
Данейко подчеркивает, что «не нужно пытаться держаться за то, что престижно было когда-то». «Все меняется. Меняется структура экономики, меняются отрасли. И не нужно пытаться удерживать то, что когда-то, может быть, было классно и престижно, если сегодня оно вовсе не нужно», - подчеркивает специалист.
Он рассказывает, что китайцы сделали структурные реформы в условиях, когда рынок труда находился на стороне спроса. «Но мы уже проскочили время, когда была возможность использовать китайский опыт. Они сделали структурные реформы, когда рынок труда был на стороне спроса. Не хватало рабочей силы и ни о какой безработице даже речи не шло. У нас так было совсем недавно. В Китае в этот момент государство финансирует закрытие предприятий в определенных отраслях, к примеру, в тяжелых отраслях, легкой промышленности. Почему? А потому, что развиваются более прибыльные отрасли – производство электроники с намного большей добавленной стоимостью. В условиях нехватки рабочей силы держать людей в отраслях, где у тебя очень низкая добавленная стоимость, просто бессмысленно. Там помогают выйти, закрыться и тому подобное. В условиях, когда рынок труда со стороны предложения, действует система социально-экономических стимулов и социальных амортизаторов. Что это значит? Человек теряет работу, однако получает на какой-то определенный срок совершенно достойное пособие по безработице. Более того, в социальной системе есть средства на его переквалификацию», - поясняет специалист.
Согласно оценкам Павла Дайнеко, если бы белорусское руководство прекратило дотировать неприбыльные предприятия в стране, а эти средства направило бы на создание такого рода социальной системы, то в среднем получалось бы на одного безработного 300 американских долларов содержания. А еще триста долларов оставалось бы в месяц на переобучение. «И тогда появилась бы какая-то динамика экономики. Без реформ мы получим длинную стагнацию, нарастание безработицы и регулярные девальвации. Что у нас со структурными реформами? Приватизации у нас нет. Все говорят, что как раз это и является основным тормозом. Но я считаю, что дело даже не в приватизации. Если продавать МАЗы в нынешнем состоянии – так это придется еще доплачивать. Ну а если МАЗ снова восстановит производство и появится тренд роста, тогда и цена, соответственно, будет совершенно иной. Мы не занимаемся реструктуризацией, мы не занимаемся управлением даже государственными предприятиями. Вот в этом и проблема», - подчеркивает Дайнеко.
Он еще раз отметил, что «если прекратить дотировать мертвые предприятия, то этого хватило бы на пособие в размере порядка 300 американских долларов, а еще и на переобучение».
Еще в начале минувшего года Павел Дайнеко заявлял, что часть предприятий необходимо закрыть и провести переквалификацию рабочей силы. Вместе с тем он подчеркивал, что получается замкнутый круг: «У нас нет эффективно действующей социальной системы адаптации людей, которые утратили работу, поэтому их нельзя увольнять. А чтобы их не увольнять, необходимо поддерживать неэффективные государственные предприятия. Но, как ни крути, часть государственных компаний, сколько их ни поддерживай, все равно рано или поздно умрет», - отмечал он тогда. Помимо этого он подчеркивал: чтобы выйти из сложившейся ситуации, необходимо поменять основные рынки сбыта, а также заново создавать эффективный бизнес.