Стало известно о задержании Александра Кабанова, члена ОГП, одного из лидеров брестского «Марша нетунеядцев». Об этом мужчина успел сообщить в социальных сетях.
Как сообщает «Радые Свабода», телефон Кабанова недоступен. Местные жители сказали, что милиция задержала Кабанова дома, когда он вернулся с митинга.
В ходе вчерашнего марша в Бресте Александр Кабанов заявлял, что после акции готов добровольно пойти в милицию. Правоохранители вызвали мужчину повесткой на 17 часов 3 марта, якобы чтобы взять объяснения за участие в предыдущем «Марше нетунеядцев». Но Кабанов не явился, объяснив, что опасался задержания накануне акции.
Кабанов является одним из лидеров протеста в Бресте. После предыдущего марша, прошедшего 26 февраля, его за один день два раза задерживали правоохранители.
В Бресте чиновники попытались поговорить с протестующими.
Вчерашний марш «дармоедов» в Бресте получился довольно внушительным - по Советской проследовало, согласно данным наблюдателей, более тысячи (некоторые пишут о нескольких тысячах) человек. Это уже была третья такого рода акция, и с каждым разом людей на нее выходит все больше, пишет издание «Белорусские новости».
Впервые за время протестов местная власть попыталась вступить в диалог. Митингующих пригласили в помещение на встречу с председателем горисполкома Александром Рогачуком.
Откликнулось около сотни. Беседа получилась довольно нервной. Городской глава был вынужден признать, что декрет № 3 «требует доработки».
Сидевший за столом Рогачук выглядел неубедительно и вяло. Его монотонные разъяснения проигрывали эмоциональным, жестким выпадам оппонентов из зала. Местные власти (не только в Бресте, а и по всему государству) наверняка сами не в восторге от декрета. Они оказалась между наковальней и молотом. Впрочем, люди и сами понимают, что чиновники почти ничего не решают. Как раз поэтому рефреном звучит «уходи!», адресованное тому, кто на протяжении многих лет занимает высокий пост.
Очевидно, что у вертикали нет серьезных аргументов в защиту декрета, который был принят еще в 2015-ом году и который оказался миной замедленного действия. Эта мина рванула сейчас, когда около полумиллиона белорусских граждан получили так называемые «письма счастья» из налоговой: платите двадцать базовых величин (460 рублей, примерно 240 долларов)!
При этом президент страны, подкорректировав документ декретом № 1 в начале текущего года, надеялся притушить недовольство и де-факто перевел стрелки на местных властей: пусть решают, кого можно освободить от сбора с учетом «сложной жизненной ситуации».
В результате исполкомы оказались в осаде желающих доказать, что их ситуация как раз такова. При этом протестующих на улицах становится все больше. Из этого следует, что декрет № 1 не снял недовольство и не стал облегчением для властей.
В Витебске недавно попытались создать альтернативу в виде масленичных гуляний. Вчера в Бресте на той же площади, где собирались манифестанты, были установлены аттракционы и прочие развлечения. Силовая вертикаль, которой приказано «не распускать руки», применяла тактику мелкого фола. По дороге из столицы в Брест оппозиционеры Анатолий Лебедько и Виталий Рымашевский были задержаны на несколько часов. «Устанавливали личность» и так далее. «У них стояла четкая задача - не допустить нас в Брест», - уверен Лебедько.
В самом же Бресте превентивно были изолированы активисты прошлой акции за отмену декрета «о тунеядцах» Андрей Шарендо (оказался в изоляторе временного содержания) и Наталья Папкова (ее отправили в психиатрический стационар). Однако это лишь добавило возмущения митингующим 5 марта.
Власти не умеют говорить с народом.
Местная власть в Республике Беларусь не избирается, а назначается. Поэтому чиновники боятся, что их уволят за невыполнение высочайшей воли. Они не привыкли держать отчет перед гражданами. В иные времена отстроенная главой государства вертикаль работала довольно четко. Однако сейчас, в кризисный период, стала видна неповоротливость и архаичность системы Александра Лукашенко. Без его указания вертикаль оказывается в ступоре. Власти не умеют говорить с людьми и не знают, что им говорить.
Независимые СМИ часто критикуют за организационные провалы и слабость белорусскую оппозицию, однако она хоть как-то пытается сейчас быть с людьми и улавливать их настроения. А где сейчас провластные партии? Почему никто из них не выходит на ступени исполкомов, чтоб доказать на митинге правильность основной линии? Однако на поверку оказывается, что эти все структуры — это пустое место, политфантомы. Лукашенко долго исповедовал концепцию, что в государстве только один политик. И теперь архитектор модели расплачивается за ее порочность. Вертикаль состоит из безынициативных серых людей, которые не умеют гибко реагировать на разные политические моменты и вести дискуссию. Сегодня вертикаль проваливается.
Суть момента в том, что без некоего варианта мягкой перестройки (и политической, и экономической) созданная Лукашенко система рискует через считанные годы, а возможно и раньше треснуть по швам, пишет белорусское издание. Да, протесты можно подавить, однако тогда прощай кредит от МВФ и оттепель с Западом, а кризис завязанной на РФ экономики, без реформ только углубится.