Эксперты отмечают, что в Беларуси власти решили вернуться к старым методам борьбы с оппозицией. Более детально мнение экспертов о том, что белорусские власти снова вернулись к старым методам борьбы с оппозицией, изучали журналисты раздела "Новости Беларуси" издания "Биржевой лидер".
Издание "Заўтра тваёй краіны" задается вопросом – что или кто так напугал руководство Беларуси, принявшее решение развернуться на 180 градусов от политики, проводимой в течение последних полутора лет? Власть снова начала задерживать активистов, и наблюдается это сегодня по всей стране. Комментируя данную ситуацию, политолог Валерий Карбалевич отметил, что сейчас белорусские власти перешли к старым методам борьбы с оппозиционерами.
По его словам, такие методы власть применяла всегда. Последние полтора года можно назвать периодом оттепели, когда руководство страны отказалось от обычных методов, однако сейчас оно снова к ним вернулось. Поэтому здесь можно констатировать – атипичным является как раз этот период оттепели, продолжавшийся полтора года.
Гарри Погоняйло, являющийся председателем юридической комиссии Белорусского Хельсинского комитета, подчеркнул, что белорусские власти, по сути, никогда не менялись. В условиях, когда Российская Федерация отказывает в выдаче кредитов, в том числе, и для погашения Минском внешнего экономического долга, а также для осуществления внутренних расчетов и финансирования развития, руководство Беларуси решило заигрывать с западными странами. Между тем сама природа руководства Беларуси при этом не изменилась, и никаких системных преобразований здесь не произошло.
Власти опасаются, что экономические проблемы вынудят белорусский народ открыто продемонстрировать свое несогласие с правительством.
Сегодня белорусские власти бояться, что экономические трудности, с которыми сегодня столкнулись рядовые обыватели – рост цен, безработица, падение доходов – в итоге вынудят население страны открыто продемонстрировать несогласие с правительством. По словам Погоняйло, руководство Беларуси всполошилось из-за волны протестных действий, предпринятых людьми, несогласными с "декретом о тунеядстве" (декретом номер 3). По всей видимости, у кого-то накануне Дня Воли – традиционной для страны массовой акции – просто сдали нервы. В итоге и была дана команда жестко воспрепятствовать проведению данной акции. В первую очередь власти нужно воспрепятствовать выходу на улицы большого количества людей. Получается, что здесь просто "пошла волна на волну".
Валерий Карбалевич также считает, что сегодня руководство страны напугано народными протестами, и поэтому власть приняла решение перейти в наступление. В частности, было принято решение первым делом дискредитировать оппозиционные силы, сделать так, чтобы мирные акции протеста отождествлялись с террористами, боевиками, с боевыми действиями. Для этого в информационное пространство страны были запущены разные фейки типа прорыва с украинской территории внедорожника или изъятия холодного оружия у анархистов.
Говоря о задержании Дмитрия Дашкевича, Карбалевич отметил, что власть хочет нейтрализовать лидеров оппозиции перед 25 марта. При этом эксперты опасаются, что вслед за ним правоохранители могут задержать и других известных оппозиционных лидеров. Гарри Погоняйло объяснил, что сейчас белорусские власти стараются изолировать всех лидеров движений, общественных объединений, выводящих людей на улицу для публичного давления на руководство страны. Тем самым власти стремятся снизить накал страстей, продемонстрировать, что в Беларуси сейчас все благополучно.
Но акции протеста продолжаются – они проходят по всей стране. При этом у них совсем другая, чем у традиционных акций оппозиции, социальная база – это и рядовые обыватели, и даже часть электората президента страны Александра Лукашенко. Карбалевич подчеркнул, что власти сейчас очень хорошо понимают – те люди, которые выходят на акции протеста, это только лишь верхушка айсберга. В его глубине прячется очень серьезное недовольство граждан властью. Вот поэтому-то и последовала силовая реакция со стороны руководства страны – власть пытается просто всех запугать, и тем самым нейтрализовать народные протесты.
На этой волне рассказали о палаточном лагере "Бригантина" – о нем еще недавно практически никто ничего не знал, "реанимировали" "Белый легион", уже позабытый многими белорусами. Если силовикам дали команду найти боевиков, а их реально нет, что делать в такой ситуации? Правильно – боевиков нужно искусственно создать. При этом Карбалевич сомневается, что здесь все в итоге дойдет до суда, однако власти, в попытке запугать население страны, будут рассказывать по телевизору, как "страшные боевики" готовились совершить в Беларуси "государственный переворот.
Рассуждая о возможной реакции на все эти события западных стран, эксперт отметил, что о внешней реакции власти Беларуси думают в этой ситуации во вторую очередь. В то время как в стране нарастали внутренние протесты, в Минск зачастили западные делегации – представители руководств ЕБРР и МВФ, председатель ПА ОБСЕ, вице-премьер-министр Бельгии. Какие-то возмущенные высказывания с их стороны, конечно же, прозвучали, однако в итоге никто так и не отменил белорусский вояж в знак протеста. Сейчас все руководствуются геополитическими соображениями, и поэтому заинтересованы в нормализации отношений. Лукашенко это, в свою очередь, дает основания считать, что западные страны перетерпят, перебьются, поскольку им просто некуда деваться.