Прошедшие на днях акции протеста в Беларуси снова обратили внимание на эту страну. Напомним, что люди вышли на улицу с требованием отменить так называемый закон о дармоедах, который предполагает взымать крупные налоги с неработающих лиц. Никто не сомневается, что это – вопиющее нарушение прав человека и попытка власти внести раскол в общество. Но Александр Лукашенко, подписывая документ, утверждал, что страна не в силах содержать «дармоедов». Так ли уж плохи дела в белорусской экономике и что будет, если нынешние проблемы усугубятся?
Кризис русского мира.
Как отмечают эксперты, Беларусь сегодня – это примерно то же самое, что ГДР лет сорок назад. По примеру рухнувшего Советского Союза, Российская Федерация, президент которой и не скрывает своего благоговение перед СССР, создала себе образцово-показательную страну. Даже в абсолютных цифрах белорусы зарабатываю не намного меньше, чем россияне. Но жизнь в Беларуси дешевле. Поэтому еще нужно хорошо посмотреть, граждане какой страны испытывают большие социальные проблемы.
Однако, сытая Беларусь – это, скорее всего, фактор прошлых лет. В настоящем показатели экономики демонстрируют явную негативную динамику, что отображается и на социальной сфере. Опоры, на которых строилось белорусское благосостояние, начинают шататься. А это заставляет нервничать как власть, так и общество в целом. Ведь все понимают, что стоит выпасть из обоймы так называемого русского мира, и всю экономику придется строить заново. Больше всего белорусы должны опасаться переходного периода, отмечают эксперты. Лукашенко до последнего пытается оттянуть момент его наступления. Но время перемен, вероятно, уже приходит. По крайней мере, жизнь в условиях русского мира уже не дает тех результатов, на которые можно было рассчитывать еще несколько лет назад.
Что же происходит с экономикой Беларуси? По данным статистики, валовый внутренний продукт страны снижается уже третий год подряд. 2015 год принес потери на 3,85%, 2016 год – на 2,6%, первые месяцы этого года – уже на 1%. Белорусские оппозиционеры иронически замечают, что образцово-показательная экономика их страны чувствует себя хуже, чем Украина, которая воюет и решительно рвет все связи с Россией. Особенно обидно белорусам, что в Украине, несмотря ни на что, в прошлом году начался рост экономики. Власти Беларуси ведут противоположную политику и получают противоположный результат.
Три года назад объем иностранных инвестиций в Беларусь составлял около 15 млрд. долларов, сейчас эта цифра упала почти вдвое – до 8,6 млрд. Придя к власти в середине девяностых после нескольких голодных лет под руководством Шушкевича, Лукашенко зубами вцепился в популярную тогда идею восстановления экономических связей с бывшими союзными республиками. Конечно же, главным партнером стала Россия. Снова начавшие работать заводы дали белорусам хлеб с маслом. Однако они не слепы и видят, насколько далеко ушли поляки и литовцы, не купившиеся на этот «сыр в мышеловке». Белорусов и сегодня пугают бедностью, из которой не могут вырваться Украина и Молдова. Но эти страны – европейские двоечники. Сравнивать их с образцово-показательной Беларусью некорректно. Что в результате? Связи восстановлены, хотя безоблачного будущего они вовсе не обеспечивают.
Сегодня 58% белорусского экспорта уходит в Россию и Украину. А импорт на 63% состоит из российских и китайских товаров: электрочайники из Поднебесной, а нефть и газ – от «братьев». Малейшее недоразумение в отношениях с ними и в стране начинается кризис. Именно это и происходит, говорят эксперты. А самое плохое то, что отсталое производство не позволяет осуществить диверсификацию. Так, экспорт за пределы СНГ в прошлом году упал до уровня 2006 года. В обороте внешней торговли, составляющем 50,97 млрд. долларов более половины – 27,57 млрд. – приходится на импорт. Беларусь проедает резервы и, по большому счету, нуждается в крупных внешних кредитах. И это при том, что за последние шесть лет в страну стали ввозить впятеро меньше автомобилей. Еще одна плохая новость: после 2008 года невероятно снизились объемы выпуска белорусских телевизоров, грузовиков, троллейбусов, тракторов, станков и даже велосипедом. Словом, всего того, что должно было расти в результате «восстановленных экономических связей».
На этом фоне попытка взымать налоги с «дармоедов» - это не более, чем неуклюжая провокация или полная глупость, кроме которой власть ничего не может предложить своему народу.
Как живут белорусы?
Частично на этот вопрос также может ответить статистика. Лукашенко, например, гордится тем, что за последние 20 лет в страну больше приезжало людей на постоянное место жительство, чем уезжало. Правда, в прошлом году позитивное сальдо составило всего-то чуть менее 8 тыс. человек. Но и это было бы настоящим достижением для соседних Украины и Литвы, которые стабильно теряют населения из-за массовой эмиграции на Запад.
Впрочем, это чуть ли ни единственное достижение. Есть другие показатели, характеризующие качество жизни белорусов, Официально в стране всего 0,8% безработных. Однако в эту цифру никто не верит. Какой смысл было облагать их налогом, если их так мало, задают риторический вопрос аналитики? И вообще, что можно сказать о том, как правительство заботится о своих гражданах, если примерно 15% населения спустя три десятилетия после Чернобыльской катастрофы продолжают жить на зараженных радиацией землях. Кстати, каждый пятый из них – ребенок в возрасте до 17 лет.
Однако, обратим внимание на зарплаты и цены. Они, как известно, больше всего интересуют людей с постсоветским сознанием. Средняя зарплата в Беларуси – эквивалент 384 долларов в месяц. Чуть выше, чем в нищей Украине, но ниже, чем в России, где она равняется 547 долларам. Анализируя зарплату по отраслям экономики, можно увидеть, что во всех случаях белорусы получают меньше россиян. Это один из главных принципов русского мира, отмечают эксперты. Метрополия не допустит, чтобы люди в колониях зарабатывали больше. Поэтому российские показатели можно воспринимать как верхнюю планку, превышать которую в данной системе нельзя. ІТ-специалисты зарабатывают больше всех – 1153 долларов, но их российские коллеги имеют большие доходы. Тем временем, средняя пенсия у белорусов – 158 долларов, а размер так называемой адресной социальной помощи для нуждающихся – всего 18 долларов.
В 2016 году коммунальные услуги подорожали на 25-40%. На 20% подорожала гречка. За ней вверх поползли цифры на ценниках сахара, соли, масла и лекарств. Бананы подорожали на 30%. Доступным продуктом питания остается картофель – истинно белорусский овощ, благодаря которому все еще могут не голодать самые бедные семьи.
И вот еще один факт, демонстрирующий абсурдность белорусской экономики: после 2008 года по всему миру падали рынки недвижимости. Жилье дешевело в разы, а после начала восстановления прибавляло в цене на несколько десятков процентов. Такая ситуация наблюдается на просторах от Украины до Испании. Но – не в Беларуси, где квартиры за шесть лет подорожали в 4,3 раза без всякого экономического роста и поднятия зарплат. Средняя стоимость квартиры в хрущевке площадью около 40 кв. м равняется сегодня зарплате среднего белоруса почти за семь с половиной лет. Речь, конечно же, не идет о квартирах в хороших районах Минска, Гомеля или Могилева.