Нефтегазовый конфликт между Россией и Беларусью, кажется, разрешен. Александр Лукашенко может праздновать победу. Это не такой уж типичный случай, когда маленькая и весьма зависимая от РФ страна все-таки добилась своего и получила выгодные условия. Или стоит предполагать, что за внешними вывесками восстановления дружеских отношений кроются условия, которых широкая общественность еще не видит? В сложившейся ситуации пытались разобраться эксперты нефтегазового и финансового рынка, сообщает «Завтра твоей страны».
О чем договорились?
В прошлом году между Беларусью и Россией начались недоразумения в нефте-газовой сфере. По обычному сценарию РФ заявила о наличии долгов за газ у Беларуси. Однако Минск отказался их признавать, ссылаясь на то, что Газпром завышает цены. Тогда в Москве решили ограничить поставки нефти в Беларусь, которые также осуществлялись по низким льготным ценам.
Результат – в третьем квартале 2016 года вместо запланированных 5,8 млн. т нефти Беларусь получила только 3,5 млн. т, что существенно ударило по экономике страны. Напомним, что, получая дешевую нефть, Беларусь перерабатывает ее на своих НПЗ и продает на экспорт по мировым ценам. В частности, крупным покупателем является Украина.
Теперь все выглядит так, как будто проблема уже решена. В России согласились восстановить объемы поставок нефти до 24 млн. т ежегодно. Договоренность должна действовать до 2024 года. До того, как стороны сумели прийти к согласию, Александр Лукашенко даже грозил подать в суд. А Беларусь начала договариваться с другими поставщиками. Правда, получить оттуда сырье можно было только по мировым ценам, что существенно снижало прибыль нефтеперерабатывающей отрасли страны. По словам вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, по нынешнему договору Россия будет получать обратно по миллиону тонн высокооктанового бензина в год – также по льготным ценам. Сотрудничество с РФ позволит Беларуси зарабатывать свыше 100 млн. долларов ежегодно.
В газовой сфере также есть позитивные сдвиги. Беларусь в 2017 году будет платить по 127 долларов за тысячу кубометров, в 2018 году – по 129 долларов.
Игорь Пелипась: в экономике Беларусь настал момент стабилизации.
Исключительно как положительный оценивает результат договоренности председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.
По его словам, приходится удивляться только одному: почему так долго не удавалось договориться? Ведь всем было понятно, чем закончится этот конфликт, и стороны, проявляя излишнее упрямство, только потеряли драгоценное время.
Пелипась настаивает на том, что отношения между Россией и Беларусью пришли к норме, что только будет способствовать дальнейшему стабильному развитию белорусской экономики.
Татьяна Маненок: Беларусь продолжает сидеть на российской нефтегазовой «игле».
Беларусь продолжает получать нефть из России на таких выгодных условиях, каких нет ни у одной другой страны. То же касается и газа, отмечает экономический обозреватель Татьяна Маненок.
Скорее всего, считает она, условия не будут меняться. По крайней мере, не будет резких ограничений или роста цен до тех пор, пока в этой сфере между двумя странами снова не возникнет конфликт.
Остается только гадать, какие причины или поводы могут спровоцировать очередную свару между Москвой и Минском.
Как отмечает Маненок, Россия пошла на ограничение поставок энергоносителей даже вопреки тому, что продавать Беларуси нефть и газ по низким ценам ей гораздо выгоднее, чем не продавать совсем. В Москве знают, что реально у Беларуси нет альтернативного поставщика. А если в Минске начнут его искать, придется пересмотреть всю экономическую модель страны. Российская нефть и газ не только самые дешевые, но и выгодны с логистической точки зрения.
То есть, Беларусь оказалась в ситуации, когда на нее можно повлиять в любой момент по любому вопросу. А ответных действий, скорее всего, не последует. В лучшем случае – истерические заявления, за которыми ничего не стоит.
Владимир Тарасов: договоренности есть, а гарантий – никаких.
Финансовый эксперт Владимир Тарасов считает сильным преувеличением мнение о том, что проблемы с поставками нефти и газа из России Беларусь решила для себя на ближайшие семь лет.
По его мнению, в лучшем случае нынешние условия будут действовать два, максимум три года. Затем их придется пересмотреть или снова возникнет конфликт из-за цен, внезапно возникших долгов, объемов поставок и т. д.
Беларусь не может отказаться от импорта энергоносителей из РФ, так как ценовые льготы в целом дают возможность получать дополнительную выгоду в размере от 600 до 800 млн. долларов в год. Это очень большие цифры для страны с населением менее 10 млн. человек.
Единственной ситуацией, в которой Беларусь сможет безболезненно отказаться от сотрудничества с Россией, может стать существенное падение цен на мировом рынке. Если стоимость российских нефти и газа окажется такой же, как и у всех остальных, необходимость получать скидки отпадет сама по себе. Правда, тогда и стоимость нефтепродуктов, которые Беларусь продает на экспорт, станет ниже. Это значит, что страна все равно заработает меньше.
Пока же, говорит Тарасов, у Беларуси все нормально.