Первомай в Беларуси ознаменовался резонансным заявлением министра труда и социальной защиты Ирины Костевич, которая сообщила о зарплатной задаче, которую власти поставили перед собой – «не менее 1000 рублей в среднем по стране».
Высокопоставленная чиновница сообщила, что в I квартале «темпы роста реальной заработной платы составляют уже 101 процент», а производительность труда растет «опережающими темпами от реальной заработной платы».
Но вот белорусские эксперты почему-то не поверили министру. В первую очередь они обратили внимание, что речь пошла о зарплате не в долларах, а в белорусских рублях: вместо 500 баксов – 1 тысяча рублей. Экономист Ярослав Романчук в комментарии интернет-изданию «Завтра твоей страны» заявил, что опасается директивного повышения зарплаты в рублях без каких-либо экономических оснований. Он также обратил внимание, что заявление Костевич противоречит даже цифрам Белстата, отрапортовавшего о росте производительности труда в I квартале всего на 0,7 процента.
Экономист Борис Желиба утверждает, что достичь зарплаты в тысячу рублей «очень маловероятно», мягко говоря. Чтобы поднять зарплату на 30 процентов, на столько же требуется повысить и производительность труда.
Но как чиновники будут оправдываться перед народом в конце года? Романчук предполагает, что власти нужен хоть какой-то рост средней зарплаты, чтобы сказать: мол, «мы делали все, что возможно, тенденция на лицо». Лукашенко громкие заявления о средней зарплате в тысячу рублей нужны для подхлестывания чиновников органов управления – чтобы не расслаблялись. «Это не бизнес-план, а скорее стимул для них», – уверен экономист. При этом никого из чиновников увольнять за невыполнение задачи не будут и это ясно показывает практика последних стагнационных лет.
А Желиба считает, что власть будет делать все, чтобы отрапортовать о выполнении задачи по зарплатам: липовые отчеты с предприятий, «помощь» Белстата и прочее, ведь «в нашей экономике ничего невозможного нет». Но это будет калиф на час: «Завтра мы получим знакомые нам инфляцию и девальвацию». Экономиста возмущает, что круглая цифра в 1000 рублей никак экономически не обоснована: «Это все делается в целях пропаганды, чтобы дать белорусскому народу надежду на возвращение того, что было в 2010 году, 7 лет назад».