Агрессивная политика Москвы и экономические трудности в современной России заставляют союзные страны по-другому смотреть на дружбу с россиянами. Все чаще Александр Лукашенко говорит о тесном сотрудничестве Беларуси с Китаем, сообщают журналисты раздела «Новости Беларуси» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Вместе с 29 лидерами других стран президент Лукашенко принял участие в открытии форума «Один пояс и один путь», который проходит в столице Китая 14 и 15 мая, в Пекине белорусский президент останется и 16 мая. Пресс-служба белорусского президента сообщила, что в планах главы государства встреча с председателем Си Цзиньпином и «ряд других двусторонних встреч и переговоров с зарубежными лидерами».
В Китай Лукашенко поехал не только ради участия в форуме. Президент явно стремится превратить двусторонние отношения из активных в экономически выгодные для Беларуси. Выступление белорусского лидера на форуме состоялось сразу же после произнесения речи главой МВФ Кристин Лагард. Белорусская государственная пресса назвала выступление президента «предложением по углублению и расширению сотрудничества на евразийском континенте с акцентом на совместном мирном и взаимовыгодном развитии».
Минск и Пекин ведут активные взаимоотношения, белорусская сторона говорит о налаженном «стратегическом партнерстве». В апреле текущего года президент Лукашенко принимал в Минске гостей из Поднебесной трижды, в мае в рамках пресс-тура Беларусь посетила группа из 40 китайских журналистов. В Китае Лукашенко был менее года назад, Си Цзиньпин посещал Беларусь с официальным визитом в мае 2015 года.
На недавней встрече с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым Лукашенко поставил отношения с Китаем выше братского союзничества с соседней Россией. Характеризуя финансово-кредитные отношения, президент сообщил, что по этим вопросам Россия для Беларуси не находится на первом месте, на нем КНР. Глава государства уточнил, что Пекин предоставил Минску кредитную линию около 15 миллиардов долларов для реализуемых в Беларуси проектов. Самым главным моментом Лукашенко назвал то, что Китай оказывает помощь и не упрекает этим Беларусь.
Толку от чиновничьего туризма пока немного.
Количество визитов и интенсивность взаимоотношений в качество пока не перешли. За 25 лет дипломатических взаимоотношений товарооборот увеличился почти в 100 раз – с 34 миллионов долларов до 2,7 миллиарда долларов. Однако положительным для Беларуси сальдо товарооборота так и не стало. Более того, постепенно отрицательное значение сальдо только увеличивается.
В 2008 году Беларусь купила у Китая товаров на 800 миллионов долларов больше, чем продала на китайский рынок. В 2016 году разрыв составил 1,5 миллиарда долларов. В первые два месяца текущего года Беларусь купила в Китае товаров на 353,2 миллиона долларов, продала лишь на 78 миллион долларов. В прошлом году товарооборот между странами снизился более чем на 20 процентов, экспорт сократился почти на 50 процентов, импорт показал снижение лишь на 16 процентов. В основном на китайский рынок Беларусь поставляет калий.
Приток инвестиций из Китая в белорусскую экономику в настоящее время оставляет желать лучшего. Белорусский экономист Леонид Злотников напоминает, что объем прямых инвестиций Китая в Беларусь не превышает 400 миллионов долларов. Для сравнения экономист указывает, что в экономику Казахстана китайцы вложили 25 миллиардов долларов.
Не оправдывает надежды пока белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», строительство которого ведется на расстоянии 25 км от Минска. Белорусская власть рассчитывает, что парк принесет стране около 50 миллиардов долларов. В действительности инвестиции пока ограничились суммой 270 миллионов долларов. В экспертной среде планы руководства страны, связанные с парком, называют невыполнимыми и фантастическими.
На начальном этапе предполагалось, что на объекте будет размещено производство «завтрашнего и послезавтрашнего дня». В действительности есть только производственные мощности, характерные для вчерашнего дня – изготовление хрусталя и бытовых осветительных приборов. Эксперты полагают, что в лучшем случае инновационный объект возле белорусской столицы превратиться в огромный склад для товаров китайских производителей.
Политический обозреватель Александр Класковский отмечает, что в Беларуси подозревают скорое превращение парка «Великий камень» в большой склад, некую перевалочную базу на китайском Новом шелковом пути. Рассуждения президента о перспективах парка и удвоении белорусского ВВП в обществе воспринимают как аналог лекции Остапа Бендера в Васюках.
Экономические отношения между Китаем и Беларусью явно не складываются и над причиной неудачи не нужно думать долго. Взаимосвязь не может быть успешной по той же причине, которая не позволяет сотрудничать с белорусскими компаниями предприятиям из любой другой страны. Причины очевидные и появились давно.
В Беларуси полностью отсутствует благоприятная бизнес-среда для инвесторов из других стран. Кроме того, белорусские предприятия не производят конкурентоспособные товары для продажи. Всю продукцию, которую на начальном этапе двухстороннего сотрудничества Китай покупал в Беларуси, сейчас успешно производят и экспортируют в другие государства многочисленные китайские предприятия.