Граждане Беларуси, уплатившие налог «на тунеядство», получают обратно свои средства. После февральских акций протестов власти начали искать возможность отказаться от реализации скандальной инициативы, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В белорусском правительстве анонсировали возвращение денег гражданам, уплатившим так называемый налог «на тунеядство». На минувшей неделе чиновники заявили об официальном начале выплат денег гражданам, имеющим право не вносить этот сбор. Первым человеком, получившим обратно уплаченные средства, называет себя пенсионер Петр Мигурский, кандидат экономических наук, проживающий в Могилевской области.
Выполняя утвержденный в апреле 2015 года президентский декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», осенью прошлого года сотрудники белорусской налоговой инспекции начали рассылать гражданам извещения с требованием уплатить 360 рублей сбора (около 175 евро). «Письма счастья» получили белорусы, работавшие менее 183 дней в году. В феврале текущего года истек определенный властями срок уплаты «налога на тунеядство».
Оказалось, что лишь около 11 процентов из числа всех получателей извещений внесли деньги. Вместо уплаты «налога» многие белорусы предпочли посетить протестный митинг. Граждане протестовали против декрета, действие документа было приостановлено. В июле некоторым «тунеядцам» начали возвращать деньги обратно. Информацию об этом сообщила Светлана Шевченко, заместитель министра по налогам и сборам. Количество белорусов, получивших свои деньги, чиновник не назвала.
Петр Мигурский рассказывает, что 2 июня на его банковскую карточку были перечислены 360 рублей, внесенных пенсионером в бюджет 9 месяцев назад. Касающееся его случая «решение об аннулировании извещения» (официальный документ, выдаваемый налоговой инспекцией) появилось еще раньше, 30 мая. Пенсионер-экономист уверен, что таких людей, как он, в Беларуси будет немного.
Еще в марте Мигурский начал требовать возвращения уплаченных денег. Пенсионер убежден, что после акций протеста в феврале чиновники сами начали искать возможности «спустить на тормозах» резонансный декрет. Во всех областных газетах 15 марта был опубликован большой материал с разъяснениями под заголовком «Все, что нужно знать о декрете № 3». Именно в этот день пенсионер понял, что свои деньги он вернет.
В опубликованном материале среди прочего было сказано, что сельским жителям достаточно предоставить налоговикам справку о наличии приусадебного участка, чтобы не платить налог. Такой документ Мигурскому удалось получить, хотя и не без трудностей. В отличие от односельчан, налог экономист уже уплатил, поэтому для возвращения средств ему пришлось подавать в налоговую инспекцию очередное письменное заявление. В течение месяца было аннулировано извещение о необходимости уплаты налога, буквально через 2 дня на счет пришли деньги.
С «налогом на тунеядство» власти сами загнали себя в угол – Мигурский.
Экономист считает, что в создавшейся вокруг «налога на тунеядство» ситуации власти самостоятельно загнали себя в угол. На начальном этапе среди сельских советов было устроено своеобразное «соцсоревнование» по количеству обнаруженных среди населения «тунеядцев». После проведения предварительных подсчетов чиновники определили численность плательщиков налога на уровне около 400 тысяч. Поэтому по всей стране количество «дармоедов» равномерно распределили по 118 белорусских районах. Местные чиновники начали искать в каждой деревне социальных иждивенцев.
Пенсионер вспоминает, что вскоре после публикации декрета № 3 к нему пришла председатель сельсовета с вопросом о месте работы Мигурского. После непродолжительного разбирательства кандидат экономических наук был признан «тунеядцем». В числе первых он заплатил налог, хотя еще в прошлом году вышел на пенсию. Затем экономист объяснил журналистам, что налог заплатил через наличие в ситуации 3 факторов:
- обвинение в тунеядстве является для экономиста оскорбительным;
- все получатели извещений почти год находились в угнетенном психологическом состоянии, от которого пенсионер избавился после уплаты «налога»;
- ученого часто приглашают участвовать в разного рода мероприятиях за границей, запрет на выезд из-за наличия задолженности представляет собой перспективу не слишком привлекательную.
Однако уплата «налога» по поступившему извещению, как оказалось, в психологическом аспекте только ухудшила ситуацию. В деревне пенсионера начали называть «настоящим тунеядцем», уплату налога односельчане восприняли как доказательство виновности экономиста. Мигурский признается, что реакция жителей деревни разозлила его еще больше, чем сам декрет президента Лукашенко.
Обращает внимания экономист на то, что в селе Добрейка, где он проживает, социальными иждивенцами признаны 20 человек, но большинство из них высокий по сельским меркам «налог» уплатить не может - нечем. Вскоре оказалось, что налоговики сами не знают, как взымать «налог». Затем появилось и официальное разъяснение с описанием алгоритма избежания уплаты, предоставленной возможностью Мигурский сразу же воспользовался.
Юрист из правозащитного центра «Весна» в Могилеве Борис Бухель объясняет, что стратегия обжалования налогового извещения во всех судебных инстанциях, включая Верховный суд, дала свой эффект. Стратегия предложена прошлой осенью правозащитниками. Юрист полагает, что экономист Мигурский просто поспешил уплатить сбор, но, к счастью, сумел отвоевать деньги.