В Беларуси фиксируется рост объема теневого сектора экономики. Эксперты утверждают, что предпринимателей и наемных работников целый ряд причин заставляет скрывать свои доходы от государства. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
Согласно результатам исследования «Динамика «теневой» занятости работников», проведенного специалистами Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС в июне текущего года, доля россиян, тем или иным образом вовлеченных в некриминальный теневой сектор, составляет 44,8 процента от общей численности занятого населения. Примечательно, что в прошлом году этот показатель составлял 40,3 процента.
В составе исследовательского консорциума под руководством литовского Института свободного рынка Литвы 2 года назад BISS проводил исследование под названием «Теневая экономика в Беларуси в региональной перспективе». Исследование показало, что в среднем «в тени» белорусы работают 17 часов в неделю. Речь шла о работе без предварительного подписания контракта или с получением частичной или всей заработной платы «в конверте». Для сравнения следует отметить, что в Польше, Латвии и Эстонии этот показатель составляет 18 часов.
Средний ежемесячный доход белоруса в теневом секторе составляет 294 евро. В структуре ВВП доля нелегальных доходов составляет около 33 процентов. По этому показателю среди стран региона Беларусь лидирует, на втором месте Польша и Эстония, где на заработок граждан в теневом секторе приходится соответственно 24 и 15 процентов.
Чаще всего от государственного контроля белорусы скрываются в сфере строительства и ремонта (48 процентов). Еще 29 процентов из занятых в «тени» работают в оптовой и розничной торговле, 22 процента занимаются сервисным обслуживанием или ремонтом автомобилей, на транспорт и логистику приходится 14 процентов всего объема граждан, работающих в теневом секторе. По структуре секторов между странами региона различий немного.
Половина из участников исследования, работающих в теневом секторе, признали, что во время трудоустройства не подписывали контракт и всю зарплату получают «в конверте». С надлежащим оформлением, но получением части заработанного «под столом» трудятся 32 процента респондентов. Около 20 процентов «теневых тружеников» работают на себя и предпочитают полностью или частично не декларировать доход.
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян в своей публикации для «РосБизнесКонсалтинг» указал на 7 причин, которые обеспечивают постоянный рост доли трудящихся в теневом секторе:
- восприятие бизнесом налога как расхода, что эксперт называет в корне неправильным. Он объясняет, что налоги представляют собой отчисления, от которых затем сам бизнес получает отдачу в виде возможности использования социальной сферы, инфраструктурных проектов, субсидии и многих других элементов. Проблема заключается только в том, что бизнесу нужна информация о том, на какие цели и каким образом государство тратит налоговые сборы и как конкретный бизнес может воспользоваться результатами собственного инвестирования в государство;
- краткосрочный характер бизнеса при котором людей не берут в штат, поскольку через несколько лет компании не планируют заниматься предпринимательской деятельностью. Данная модель предусматривает получение за счет предпринимательской деятельности краткосрочного эффекта – положительного денежного потока. Дальнейшие события в стратегии таких предпринимателей не учитываются. Часто сотрудники соглашаются на такую работу из-за отсутствия альтернатив и стремления получить кратковременный, но высокий доход;
- неуверенность в собственной стратегии. На практике часто оказывается, что многие предприниматели сомневаются в разработанных долгосрочных бизнес-моделях, базирующихся на продажах и развитии. Уже в первый месяц предприниматели ждут получения прибыли, когда ожидания не оправдываются некоторые из них сокращают затраты за счет персонала;
- нежелание бизнеса вместе со своими сотрудниками находиться в официальном законодательном поле. Эта причина, согласно мнению эксперта, представляет собой очень важную составляющую «серого» трудоустройства. Аналитик подчеркивает, что владельцам бизнеса намного проще увольнять, штрафовать и сокращать сотрудников, не имея перед последними никаких обязательств.
Постепенно увеличивается степень осведомленности персонала о своих правах, растет уровень грамотности и требовательности. Иногда параллельно сотрудники дозируют производительность в строгом соответствии с пониманием справедливости оценки своего труда. В результате возникают конфликты, в которых работодатель и бизнес часто терпит поражение и несет расходы, особенно при судебном рассмотрении дел. Для избежания неприятных инцидентов работодатели стараются не связывать себя формальными узлами и не иметь никаких обязательств перед работниками;
- феномен корпоративного предпринимательства. Распространенной на сегодняшний день является ситуация, при которой рядовые сотрудники компаний разрабатывают новые технологии или инновации. Корпоративное предпринимательство предполагает, что сотрудник и организация, в которой он работает, владеют результатами интеллектуального труда. Доказать свое авторство креативный сотрудник какой-либо компании не сможет. Компания получает готовый результат без обязательств, а претензии сотрудников на результаты своего труда оказываются необоснованными;
- личное нежелание самих сотрудников, которые часто не планируют оформляться в штат или хотят работать по схеме «серого совместительства». Иногда официально устроенные в одной организации люди оказывают другим компаниям услуги. Работник не сообщает о подработке своему работодателю и может получить доход, не облагаемый налогом;
- нежелание предпринимателей создавать ИП или входить в разряд самозанятых. Таких предпринимателей Эмиль Мартиросян называет незаметными – их не видит ни рынок, ни государственные органы, но бизнес при этом генерирует обороты на определенном уровне. Такие предприниматели определяют для себя потолок доходности, не желают развиваться, ограничиваются и довольствуются тем, что имеют.