В последнем рейтинге Всемирного банка Doing Business Республика Беларусь опустилась на одну позицию по сравнению с прошлым годом, в то время как ее соседи – Россия и Украина – наоборот, поднялись. Почему?
С 2009 года Беларусь в рейтинге Doing Business двигалась только вверх, достигнув в прошлом году 37-го места (на 13 позиций лучше, чем в позапрошлом году). Прогрессу республики способствовало то, что президент Александр Лукашенко лично уделял много внимания этому рейтингу, потребовав от правительства войти в ТОП-30. Но за прошлый год, как сообщила эксперт Всемирного банка и соавтор исследования Валентина Салтане, Беларуси была засчитана только одна реформа по индикатору «получение кредитов». Это – минимальное количество проводимых в республике реформ с 2009 года.
Свое объяснение есть у Минэкономики РБ. В министерстве считают, что им «зачли не все реформы». Мол, дело в том, что они большую часть реформ проводят во втором полугодии, которое и выпало из поля зрения составителей рейтинга. Однако эксперты не расценивают запланированные на II полугодие новации реформами (например, разрешение ремесленникам работать без регистрации), так как они не влияют на бизнес-климат.
Эксперты считают, что Беларусь попросту исчерпала возможности для косметических правок, а для движения вперед нужны реальные реформы – например, снижение налоговой нагрузки на бизнес, приватизация или ликвидация неплатежеспособных госпредприятий, прекращение перекрестного субсидирования и т.д. Но Минск боится идти на такие кардинальные изменения, боясь потерять власть над окрепшим самостоятельным бизнесом. То есть вопрос лежит в политической плоскости.
Вместо реформ, которые должны сократить расходы на неэффективные предприятия госсектора и повысить поступления в бюджет от частных компаний, Лукашенко наращивает долговые обязательства: за 9 месяцев текущего года госдолг вырос почти на 20 процентов, составив 16,3 млрд. долларов. Эксперты отмечают, что на обслуживание госдолга Беларусь в этом году потратит больше, чем израсходует на оборону, образование и здравоохранение, вместе взятые. Сравнение с другими странами, где госдолг еще больше, некорректно, считает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов: «В тех странах более эффективно этим долгом воспользовались», а белорусские власти пустили заимствования на поддержку неэффективного госсектора, генерирующего не прибыль, а убытки.
Как говорит вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева, возможность «открыть бизнес за полчаса» – это хорошо, но потом бизнесменам придется столкнуться с такими вещами, как законодательство различных уровней, налоговая система, регулирование их деятельности госорганами и пр.
Автор: Александр Дынниченко