Белорусские эксперты рассматривают особенности распределения средств в бюджете на текущий год. В главной государственной смете обнаружено несколько странных моментов. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
Ознакомиться с содержанием проекта бюджета на текущий год белорусы имели возможность еще в ноябре, документ на своей странице опубликовала депутат Анна Канопацкая. Через несколько дней после размещения документа в соцсети аналогичный проект должны были представить в Минфине, но внезапно документ отправили на переработку по личному указанию президента. Поэтому в открытом доступе бюджет появился только в середине декабря.
Благодаря публикации Канопацкой эксперты получили возможность сравнить старые и новые варианты закона. Разница позволяет предположить, что стало причиной экстренной переработки документа. Сравнение показывает, что расходы практически по всем основным статьям – кроме одной – сократились, выплаты снижены на объем от 1 до 10 процентов. Рост отмечен только в статье расходов на общегосударственную деятельность, что обусловлено увеличением резервного фонда Президента РБ.
Отчисления в фонд в новой редакции бюджета увеличены почти в 3 раза – с 442 миллионов до 1,2 миллиарда рублей. Данный фонд сложно назвать прозрачной структурой, законодательство предусматривает, что расходование средств осуществляется на основании решения президента. В Бюджетном кодексе говорится, что размер этого фонда, как правило, не может превышать 1 процент доходов республиканского бюджета. В 2018 году размер фонда равен почти 6 процентам доходной части бюджета.
Распоряжается этими деньгами лично президент Лукашенко. Из-за отсутствия отчетности неизвестно, на что потрачены деньги из фонда в прошлые годы. В текущем году, по словам главы Минфина Владимира Амарина, средства могут быть использованы на повышение заработных плат бюджетников, инновационные или инвестиционные проекты. Сложно лишь сказать, почему при известных заранее целях для повышения прозрачности расходы не были заложены в разделы закона о бюджете.
Силовики и непрозрачные фонды в приоритете.
По всем основным статьям (кроме национальной экономики) расходы бюджета возрастут по сравнению с 2017 годом. На структуре бюджета отразилось сокращение директивного кредитования и финансирования нежизнеспособных предприятий. Отличаются в разных статьях расходов только темпы роста – от нескольких процентов до пятой части общего объема. Больше всего увеличиваются расходы бюджета на суды, милицию и другие силовые структуры, растут и общегосударственные расходы.
Причину того, что силовики оказались среди приоритетов бюджетной политики на текущий год, можно определить без труда. Весной прошлого года силовики активно боролись с митингами и обезвреживали опасные подпольные организации, поэтому об экономии говорить нет смысла. Также примечательно, что расходы на силовиков при сравнении двух редакций бюджета на текущий год оказались меньше всего урезанными – всего на 2 процента. Финансирование ЖКХ сократили на 9 процентов, на здравоохранении сэкономили 7 процентов начальной суммы.
Рост расходов государства на себя в значительной степени объясняется увеличением как раз резервного фонда президента. Однако не только за счет роста размера секретного фонда значительно возросли расходы на общегосударственную деятельность. На 44,5 процента по сравнению с прошлым годом увеличились расходы на обслуживание внешней задолженности.
Ситуацию с долгами можно назвать довольно сложной. В главной государственной смете содержится лишь информация о расходах на обслуживание долга, то есть, выплаты процентов. В 2018 году по этой статье расходов Минск выплатит 2,5 миллиарда рублей. Расходы на погашение задолженности в бюджете не указаны, но информацию можно найти в пояснительной записке к документу.
В записке сказано, что в текущем году на погашение госдолга будет направлено 5,5 миллиарда рублей. Всего на погашение государственных кредитов и обслуживание задолженности в бюджете заложено 8 миллиардов рублей или по 1800 рублей на каждого работающего жителя страны. Расходы, связанные с кредитами, превышают финансирование образования и здравоохранения вместе взятых.
Отдельного внимания заслуживает и валютная структура платежей по задолженности. Не только значительная сумма выплат внушает опасения, настораживает и тот факт, что большая часть платежей в иностранной валюте. На проценты по внешнему долгу придется направить 955,3 миллиона долларов, в рамках погашения задолженности Беларуси предстоит выплатить 2 523,6 миллиона долларов.
Только за счет выплаты процентов и погашения внешнего долга Минск заплатит 3,5 миллиарда долларов, но на этом подсчет нельзя считать завершенным. Некоторая сумма потребуется правительству также для погашения процентов по внутреннему долгу, сформированному в иностранной валюте. В документах цифра эта не отображается, но в прошлом году глава Минфина заявил, что в 2018 году в общей сложности на долги придется потратить 3,8 миллиарда долларов.
Пока сложно сказать, где правительство возьмет эти деньги. Теоретически в бюджет можно закладывать любые суммы, формируется главная государственная смета в рублях, а для погашения и обслуживания долгов нужна валюта. Правительству Беларуси всегда трудно доставать валюту. В 2018 году чиновники намерены получить 500 миллионов долларов от нефтепошлин, 1 миллиард за счет золотовалютных резервов.
Еще 1,2 миллиарда долларов правительство привлечет в виде новых кредитов, судьба 1 миллиарда остается неизвестной. Видимо, чиновники рассчитывали выкупить необходимую сумму на внутреннем рынке. Но с учетом дефицита валюты, который наблюдается в последние месяцы, планы эти могут не превратиться в реальность. Очевидно, что покупка валюты на бирже не является проблемой, сложности возникнут с неизбежной девальвацией рубля.