В России зафиксировано рекордное падение спроса в промышленности, что может отразиться на ситуации в Беларуси. С оценками властей, которые смотрят в будущее с оптимизмом, белорусские эксперты не соглашаются, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
В начале 2018 года положение российской промышленности значительно ухудшилось, зафиксированные темпы падения спроса стали рекордными с 2009 года. Об этом пишут эксперты РАНХиГС в апрельском «Мониторинге». Такие тенденции могут подкосить белорусскую промышленность, экспорт которой преимущественно завязан на России. Эксперты задаются вопросом о том, смогут ли белорусские предприятия переориентироваться на другие рынки.
Директор «Агентства деловых связей» Валентин Лопан убежден, что ситуация на российском рынке нанесет сильный удар по белорусским предприятиям. Падение на основном рынке сбыта неизбежно почувствует белорусская промышленность. По словам эксперта, вряд ли продукция белорусских предприятий настолько уникальна, чтобы ее покупали, несмотря ни на что. Поэтому ничего хорошего белорусским производителям ожидать не приходится.
Обращает внимание эксперт на то, что на фоне общего падения в России на 10 процентов увеличилось производство продовольствия. Однако даже в тех отраслях, где фиксируется рост, россияне не пускают на свой рынок импорт, в том числе белорусский. Борьбу Минска и Россельхознадзора Лопан называет красноречивым свидетельством того, что белорусскую продукцию в России не ждут.
По мнению эксперта, не приходится серьезно рассчитывать в будущем на Россию как рынок сбыта. В этой ситуации правильным решением выглядит поиск новых партнеров. Сложность заключается в том, что быстро переориентироваться предприятия не смогут, никто не ждет белорусских производителей с распростертыми объятиями. В каждом из направлений нужно вести кропотливую работу, изучать потенциальный рынок сбыта и ждать, когда появятся первые ощутимые результаты. На переориентацию в быстром темпе нет смысла рассчитывать.
Он напоминает, что разговоры о новых рынках ведутся на протяжении последних 15 лет, но безрезультатно. Белорусское руководство призывает искать новые рынки сбыта, результаты пока оставляют желать лучшего. Проблемой Лопан называет то, что белорусская промышленность в основном государственная. В государстве есть технологичные частные компании, которые экспортируют продукцию в десятки стран мира. Эти компании хорошо себя чувствуют, поскольку гибкость позволяет адаптироваться и понимать направление движения. Государственным крупным предприятиям, по словам эксперта, придется столкнуться с крупными неприятностями.
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в возникшей ситуации также видит серьезную проблему для белорусской экономики. Он утверждает, что теперешнее положение дел похоже на ситуацию, когда метеорологи прогнозируют через день смерч, торнадо и землетрясения, а в правительстве беспечно заявляют, что стихия «пролетит мимо» и экономика сумеет сохранить устойчивость. Несмотря ни на что, Беларусь продолжает увеличивать показатели инвестиционного потребительского спроса, чиновники рисуют цифры роста промышленности около 10 процентов и проводят политику, соответствующую этому сценарию.
В то же время чиновники стараются не думать о том, что насморк в России приведет к воспалению легких в Беларуси. Эксперт называет привязку белорусской промышленности к российской ситуации очень серьезной. На возможностях экспорта Беларуси и валютной выручке существенно отразится падение спроса, а также уменьшение почти в 4,5 раза темпов роста ВВП. Он предполагает, что без смены кредитно-денежной и бюджетной политики в отношении накачки инвестициями разных предприятий, избранных белорусскими чиновниками, страну ждет затоваривание, еще большее ухудшение финансового состояния компаний с соответствующими социальными последствиями.
В результате, по мнению Ярослава Романчука, Беларусь столкнется с еще большей структурной безработицей и бегством за рубеж рабочей силы. Экономист считает, что, погнавшись за результатами первого квартала и не учитывая внешнюю ситуацию, Беларусь рискует потерять очередные 2-3 года экономического развития в стагнации или рецессии. Такой эксперт называет цену неспособности диверсифицировать экономику и адаптироваться к внешним шокам, которые скрыть невозможно.
Экономист полагает, что если ситуация на российском рынке не изменится в лучшую сторону, то Беларусь в текущем году ждет нулевой рост ВВП, в следующем году экономика может уйти в рецессию и снизится на 3 процента. Романчук не исключает, что в итоге Беларусь может опуститься с 54,4 миллиарда долларов ВВП, зафиксированных по итогам прошлого года, до 45-47 миллиардов долларов. Однако этот сценарий он называет не самым трагическим. Ухудшение возможно при введении жестких санкций в отношении российского государственного долга или организаций, торгующих с Россией.
Современная ситуация в России неизбежно приведет к падению рубля. В результате белорусское правительство не сможет долго сдерживать курс денежной единицы страны. По словам Романчука, белорусский рубль может опуститься до 2,5-3,5 рубля за доллар. Ключевым моментом экономист называет динамику российского рубля, поскольку подорожание белорусского рубля в отношении российского может обернуться для белорусских производителей еще большими потерями экспорта.