Правительству Беларуси придется в обозримом будущем искать возможности залатать дыру в бюджете. Эксперты пытаются определить, какие решения примет руководство страны, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Заўтра тваёй краіны».
В ближайшие годы доходы республиканского бюджета могут сократиться на 20 процентов от размера в текущем году. Возможна отмена акцизов на топливо для удержания стоимости бензина, также не исключено уменьшение суммы дивидендов от госпредприятий. В следующем году ожидается завершение поступления средств от Москвы в нефтегазовой сфере и обнуление российской стороной экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
В результате на протяжении ближайших 3-5 лет прогнозируется сокращение доходов белорусского бюджета на 4,3 миллиарда рублей. Об этом недавно сообщил заместитель главы Минфина Дмитрий Кийко. Сумма, которую белорусский бюджет недополучит после 2020 года, внушительная. Такая же сумма в текущем году будет потрачена из республиканского бюджета в совокупности на здравоохранение, образование и социальную политику. Объем средств приблизительно равен доходам и расходам белорусской столицы в нынешнем году.
В любом случае недостающие средства белорусскому правительству предстоит компенсировать. Часть доходов, по мнению экспертов, может быть покрыта через внешнее заимствование и приватизацию. Экономист Сергей Чалый утверждает, что без источника экспортных пошлин, акцизов и других доходов от внешнеэкономической деятельности правительству придется переходить к более эффективному производству в нефтепереработке. Для этой
цели нужно как можно быстрее завершить инвестиционные программы нефтеперерабатывающих предприятий, поскольку период окончания налогового маневра при нынешних показателях приближает работу таких компаний к нулевой или отрицательной рентабельности.
По словам экономиста, период, когда страна бездумно жила за счет разницы между мировыми ценами и стоимостью нефти, приобретаемой в России, судя по всему, заканчивается навсегда. Причиной является то, что в России цены нефти будут приближаться к мировым. В результате из дойных коров нефтеперерабатывающие заводы могут превратиться в дорогостоящие предприятия, требующие постоянной модернизации и внушительных капиталовложений. Эксперт допускает, что в новых обстоятельствах Минск может рассматривать вопрос приватизации нефтеперерабатывающих заводов.
Минск рассчитывает на помощь других стран.
Экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин не исключает, что Минск снова будет просить у России дотации и льготы. Возможно, Москва пойдет на уступки и предложит Беларуси какие-то альтернативы нынешним договоренностям. Если Москва не пойдет на уступки – Россия потеряет сильный экономический рычаг влияния на Беларусь. Учитывая объем будущих потерь, в определенной степени связанных с Россией, вполне возможно, что белорусский президент будет меньше заинтересован в сотрудничестве с российской стороной.
Интерес к России, как к рынку продажи белорусской продукции, сохранится. В то же время, с точки зрения экономического партнерства возникнут вопросы о целесообразности дальнейшего углубления интеграции с Москвой. Экономист объясняет, что действующая белорусская экономическая модель построена на получении ренты, в том числе от российского рынка и нефти. В случае потери ренты исчезают стимулы глубокой экономической и политической интеграции Беларуси с Россией. Поэтому с высокой долей вероятности можно говорить о предстоящем предоставлении Москвой новых льгот Минску.
Владимир Ковалкин констатирует, что даже после привлечения нового внешнего финансирования или рефинансирования старых долгов Беларуси придется сокращать расходы. В первую очередь можно ожидать экономии на разного рода капитальных госрасходах, связанных с инвестициями в долгосрочные проекты. Правительство может отказаться от строительства новых больниц, детских садов, следует ожидать сокращения госпрограмм или масштабных вливаний в госпредприятия. Традиционно первыми в списке кандидатов на «оптимизацию» значатся расходы на строительство, благоустройство, а также различные льготы и пособия населению.
По мнению экономиста, этих шагов будет недостаточно. Правительству придется экономить на зарплатах бюджетников, сокращать количество силовиков и госслужащих. Также вероятно сокращение количества госзакупок и уменьшение финансовых вливаний в экономику через госпрограммы. Меры экономии отразятся на экономической ситуации в Беларуси. После сокращения количества госзаказов снизится доход бизнеса, из-за чего безработица может увеличиться. Экономист прогнозирует, что балансирующее решение найдется «где-то между попытками за счет чего-то увеличить доходы и сократить определенные статьи расходов».
Сергей Чалый в свою очередь не ожидает значительных сокращений бюджетных расходов на основные социальные статьи. Скорее он рассчитывает на уменьшение запасов, которые власти закладывали на долговые выплаты. Экономист обращает внимание на то, что в последние годы в бюджет закладывали более низкие показатели, чем реальные ожидания, а «дополнительные» доходы чиновники использовали для погашения внешней задолженности.
В будущем, скорее всего, чиновники будут снижать расходы по статье «на общегосударственную деятельность», куда включается обслуживание государственного внешнего долга. Соответственно, бюджетных средств на погашение внешнего долга будет меньше. Это значит, что большую часть задолженности придется рефинансировать, «идя по миру с протянутой рукой» для погашения текущих платежей по долгу. Судя по всему, властям будет непросто найти дополнительные средства для погашения внешней задолженности.