Александр Лукашенко удивил всех, одним махом сменив правительство. Президент неоднократно грозился отправить министров в отставку, причем в последний раз за пару дней до реализации своего обещания, но в это мало кто верил, пишет российская Независимая газета.
Беларусь получила самое молодое правительство в своей современной истории. Возглавил его 48-летний банкир-рыночник Сергей Румас. Он уже был членом Совета Министров на посту вице-премьера, но не со своими рыночными взглядами не вписался в его работу.
Лукашенко не скрывает, что надеется с новым правительством подправить ситуацию в экономике накануне очередных президентских и парламентских выборов: ««У меня большие надежды на вас. И мы действительно через какое-то время и к выборам придем – и к парламентским, и к президентским, это наш экзамен. И мне хотелось бы, чтобы меня ни в коем случае не упрекнули за плохую вашу работу».
Уволенных министров по главе с премьером Кобяковым Лукашенко обвинил в том, что одни на словах декларировали один курс, а на деле следовали совсем по иному. По мнению большинства экспертов, обвинение незаслуженное, так как старое правительство строго следовало указаниям президента, не выходя за «красную линию» – изменять, не затрагивая суть и основы политической системы нынешнего режима. Но это был тупиковый путь, который давно себя исчерпал.
Даст ли Лукашенко карт-бланш новому правительству на проведение реформ? А вот здесь и возникает большое сомнение. Наставляя новое правительство, президент однозначно запретил резко менять взятый курс на постепенную и пошаговую модернизацию экономики – никакой шоковой терапии он не позволит. Эксперты обратили внимание на то, что Лукашенко давал новому премьеру и министрам те же самые «ценные указания», что и предыдущему составу правительства: «В Беларуси был определен курс на постепенную модернизацию и совершенствование того, что есть. А то, что у нас есть сегодня, производит то, что востребовано на рынке. Так почему от этого отказываться?». Смогут ли молодые министры с прогрессивными и рыночными взглядами, готовые к неординарным решениям, удержаться в жестких рамках, обозначенных главой государства? Кем они войдут в историю Беларуси – младореформаторами или такой же серой безликой массой, как и все предыдущие кабинеты министров?
Эксперты не верят, что они станут таки младореформаторами: «Ну и что, что в правительстве рыночники. Лукашенко-то не стал рыночником, а политику определяет он». Молодым и рьяным предрекают существование до президентских выборов, чтобы создать видимость изменений, а потом их отдадут на заклание.
Но есть и оптимисты. Так, политобозреватель Александр Класковский напомнил, что новому главе Нацбанка Павлу Каллауру удалось переубедить Лукашенко и остановить неограниченную эмиссию. Да и обрезание финансирования, которым грозит Москва, может сделать Батьку «более рыночным»: меньше уделять внимания госпредприятиям и больше – бизнесу, который может наполнить налогами госказну. Да и на хоть кое-какие реформы придется пойти. Так что все в руках – точнее. в устах и аргументах – новых министров.
Поживем – посмотрим.
Можно ли назвать новое правительство Беларуси младореформаторами?
Автор: Александр Дынниченко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.