Вероятность успешной работы нового белорусского правительства комментируют эксперты. Главным испытанием для чиновников многие обозреватели называют вопрос приватизации, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Белрынок».
Экономический обозреватель Татьяна Маненок в своей публикации пишет, что проблемы национальной экономики Беларуси уже в следующем году обострятся. Причиной является снижение энергетических дотаций России в связи с намерением ввести «счетные» механизмы поддержки союзника, а также продолжение налогового маневра в нефтяной отрасли. Осложнения финансовой ситуации в очередной раз заставят белорусскую власть рассматривать сценарии реформирования неэффективного госсектора.
Анонсируя назначение нового правительства, президент Лукашенко сразу же обозначил для министров запретные сферы, одной из них стала приватизация. Недопустимой глава государства назвал позицию отдельных членов прежнего состава правительства, которые призывали приватизировать государственную собственность. Проблемой Лукашенко считает то, что при приватизации и модернизации предприятий многие граждане страны могут стать безработными.
Вместе с тем, приватизация в Беларуси, судя по всему, после непродолжительной «оттепели» окончательно замерла еще в начале 2012 года. Причиной смены отношения правительства к приватизации было обострение отношений с Россией и угрозы Москвы прекратить поставлять в Беларусь энергоресурсы на льготных условиях. Весной 2012 года президент лишил правительство даже небольших полномочий по продаже госпредприятий, а также отменил утвержденные ранее планы по приватизации.
Правительственным реформаторам президент при этом посоветовал прекратить разговоры о необходимости реформирования в той или иной сфере, а также выбросить из головы мысли о приватизации. Поэтому в последние годы правительство старалось дистанцироваться от мыслей о приватизации. Только финансовая нужда заставила чиновников вернуться к рассмотрению данного вопроса.
Тема продажи госпредприятий была актуализирована 3 года назад, когда Беларусь остро нуждалась в кредите МВФ. Однако на переговорах с потенциальными кредиторами слово «приватизация» не звучало, стороны рассматривали лишь перспективы реформирования госсектора. Раздел реформирования был одним из ключевых в «дорожной карте» структурных реформ, подготовленной Всемирным банком вместе с представителями белорусского правительства и Центробанка. Ничего революционного в плане реформирования не предлагалось.
Решать проблему госсобственности придется.
Эксперты МВФ рекомендовали Минску разделить функции собственника и регулятора, а также сформировать единый орган управления госсектором. Однако даже такие предложения не понравились белорусскому руководству. В феврале 2017 года в беседе с журналистами Лукашенко рассказал, что на встречах с международными экспертами среди прочего обсуждается повышение эффективности управления госпредприятиями.
Белорусский лидер сообщил, что глава миссии МВФ по Беларуси Питер Долман сначала не воспринимал страну. На сегодняшний день нерешенными остались два вопроса, один из которых – госсобственность. По словам Лукашенко, представители МВФ лишь спрашивают о перспективах госпредприятий, не призывая «порезать заводы на куски, раздать и продать». Видимо, даже международные эксперты сейчас не рассматривают приватизацию в Беларуси как важнейший элемент структурных реформ. Однако это не значит, что проблемы нет.
Приблизительно 70 процентов собственности в Беларуси принадлежит государству, на частный бизнес приходится лишь около 30 процентов. Ни в одном государстве в мире такая структура не позволяет экономике работать эффективно. Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Александр Кремер предложил Минску использовать китайский опыт, в котором после создания равных правил неэффективные госпредприятия просто покинули рынок. Видимо, белорусские власти не хотят в этом вопросе повторять даже китайский опыт, стремясь поддерживать неэффективные госпредприятия за счет бюджета.
Сложно сказать, есть ли в создавшейся ситуации у нового правительства пространство для маневра. Новый премьер-министр Сергей Румас с декабря 2010 года по июль 2012 года работал вице-премьером в правительстве Михаила Мясниковича, где курировал вопросы собственности. В январе 2011 года он предложил менять собственника на предприятиях с неэффективным управлением. Осенью 2011 года правительство предложило поэтапно продавать акции около 3 тысяч госпредприятий, аргументируя решение тем, что государство больше не может оказывать поддержку в прежнем объеме. Администрация президента инициативу не поддержала.
Свое мнение о приватизации Румас не поменял. В феврале 2012 года он заявил о необходимости активизировать в Беларуси процессы реформирования структуры госсобственности. Это решение действующий премьер-министр назвал условием быстрого развития, важной частью которого является приватизация. Также он подчеркнул, что экономическая безопасность страны непосредственно зависит от эффективности реализации политики в области имущественных отношений.
Тогда единственным источником притока капитала, который не формирует внешний долг, Румас назвал приобретение дополнительных объемов прямых иностранных инвестиций, наиболее реальным источником которого является приватизация. Однако через месяц президент резко раскритиковал правительственные подходы к приватизации, что привело к практически полной остановке процесса.