Текущей год станет отправной точкой в смене режимов Центральной Азии, начиная с выборов президента Таджикистана в ноябре, достижения в Узбекистане кланового консенсуса и объявления преемника в Казахстане. Хотя ожидаемые результаты очевидны, пространство для вариативности все же сохраняется, что несет для всего региона новые вызовы безопасности. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости Узбекистана" издания для инвесторов "Биржевой лидер" со ссылкой на Радио "Азаттык".
Данная ситуация складывается из-аз сдвигов нарастающей конкуренции игроков на всем рынке Центральной Азии. Идут торги, меняется конфигурация, оттачиваются инструменты от обычных методов "жесткой руки" до “цивилизованных” сетевых и информационных технологий.
Основные направления будут задавать три вызова:
1. Смена политических режимов.
Следующие лидеры будут уже не из когорты советской номенклатуры, которая формировалась относительно единой системы ценностей. В скором времени возникнет необходимость в поиске нового языка для решения наиболее острых стратегических вопросов, которые так и не решило предыдущее поколение: границы и водопользование. Новые лица политической арены не станут отменять практику персонификации власти в регионе, что отразится на новой конкуренции за региональное лидерство.
2. Ферганская долина.
До тех пор, пока долина не будет лишена статуса "серой зоны", туман не сможет развеяться. В особенности при условии вывода войск из Афганистана. В ближайшем будущем установление контроля над этой зоной представляется крайне маловероятным. Особенно, если учесть, что криминалитет, в частности, и международный, не заинтересован ломать свою налаженную систему трансфера оружия, наркотиков и прочих подобных товаров. Ферганская долина так и будет оставаться поставщиком угроз, а также местом концентрации террористических и экстремистских организаций разного толка.
3. В следующем году вывод из Афганистана вооруженных сил международной антитеррористической коалиции.
С одной стороны, Афганистан становится местом, где обламываются копья ступающих на него империй (советской, британской, а теперь и американской), с другой же стороны, там формируется новый рынок конкурентного поля. Впервые Афганистан перестает быть только местом для войн за безопасность и идеологических вторжений, но уже рассматривается и как территория возможностей для стран Центральной Азии в том числе. Он может быть рынком доступа к альтернативным транспортным каналам – перспективы создания таких коридоров, участия в гуманитарных и инфраструктурных проектах по восстановлению Афганистана. Вызовы диктуют новую реальность: потенциал для конфликтов, а также потенциал для возможностей. Таким образом, страны, наиболее сильно включенные в процессы изменения политики Центральной Азии, претерпевают собственные метаморфозы.
Страновые сценарии могут быть следующими:
1. "Вместе - нельзя, порознь – опасно".
Смена режима в Узбекистане вызовет виток нестабильности во всем регионе. Новая власть будет использовать риторику национал-патриотизма. Если же к власти придет про-военная группа, ситуация на границах Узбекистана обострится и может перерасти в полномасштабное столкновение на границе Кыргызстана и Узбекистана.
2. "На всех парах".
Смена режима в Казахстане повлечет за собой столкновения в следующих периметрах: а) появление новых лидеров и популярных движений на фоне национал-ревизионистских настроений в обществе; б) олигархический – битва за ресурсы; в) на протестном фоне неравномерного распределения ресурсов по регионам, а также постаянно растущего социального неравенства начнут проходить массовые социальные протесты.
3. "Блуждающая паттерна".
Российская Федерация неизменна со своей политикой на постсоветском пространстве. Политика покровительства периферий возвращает ее к внешнеполитической мантре - "собирания земель". Она будет проходить под эгидой обеспечения безопасности региона, усиливая свое военное присутствие, главным образом в Таджикистане и Кыргызстане, а также используя жесткие и мягкие силы: продвижение гуманитарных проектов и институциализация соотечественников под эгидой "русский мир", а также расширяя свое информационное присутствие.