В период с 19 по 22 сентября состоялся десятый, юбилейный бизнес-саммит Ялтинской европейской стратегии «Ялта-2013», главной эмоциональной кульминацией которого стала дискуссия между Сергеем Глазьевым, советником президента Российской Федерации Владимира Путина по вопросам региональной экономической интеграции, и депутатом Верховной Рады Украины Петром Порошенко.
Именно с начала их диалога и начался накал страстей по вопросу, с кем пройдет в будущее Украина – с Москвой или Брюсселем. Российский гость не выходил из своего амплуа защитника Украины от "плохого влияния" Евросоюза, сетуя на то, что Украина, подписав договор о зоне свободной торговли с ЕС, обязана будет выполнять директивы Брюсселя без возможности хоть как-то на них повлиять. В то время, как в Таможенном союзе каждая страна имеет право вето.
Кроме того, советник президента РФ не удержался и подшутил над Порошенко. Поводом для этого стала Хиллари Клинтон, которая, выступая в Ялте накануне, очень расхваливала украинский шоколад и сланцевый газ. Глазьев отметил, что украинский шоколад – это личное достижение Порошенко, однако если кто-то сумеет найти, где в Украине произрастает какао, тогда это станет новым достижением в ботанике. Логику Глазьева никто не поддержал, поскольку ни в Швейцарии, ни в Бельгии какао также не растет, однако там производят лучшую шоколадную продукцию в мире.
Касаемо добычи сланцевого газа советник президента РФ нарисовал для европейских коллег перспективу, сравнимую с Армагеддоном. Глазьев считает, что добывать сланцевый газ в Луганской области сравнимо с его добычей между Кельном и Франкфуртом, поскольку это наибольшая агломерация, где живет свыше 15 миллионов человек. Глазьев сетовал на то, что нельзя проводить экологически небезопасные работы в том районе, где население выступает категорически против этого.
После выступления российского советника взял слово в ответ Петр Порошенко, который заговорил на английском. Первым делом он похвастался своими дружескими отношениями с Хиллари Клинтон, заявив, что друзья Украины поддерживают украинских производителей, сорвав при этом шквал аплодисментов. Порошенко отметил, что данные аплодисменты относились не к украинскому шоколаду или корпорации «Рошен», а к машиностроению, угольной и пищевой промышленности. Украинский политик акцентировал внимание, что нигде в мире не считают, что молдавское вино, украинский шоколад или белорусский сыр вредны для здоровья россиян. На такое заявление Глазьев попробовал высказаться с места, однако Порошенко не дал ему слова, парировав, что на саммите царит демократия и тут могут запросто выключить микрофон. Петр Алексеевич признал, что экономика Украины находится в довольно жалкой ситуации, объяснив это высоким уровнем коррупции и отсутствием соответствующих реформ. Порошенко считает спасителем Украины Международный валютный фонд, после возобновления кредитной линии которого в госбюджет Украины должны начать поступать средства и от других инвесторов. Депутат также отметил, что у Российской Федерации тоже падают темпы роста экономики, именно поэтому Москвой был взят кредит на сумму 7 миллиардов долларов США.
На тему добычи сланцевого газа Порошенко дал четко понять Глазьеву, что это суверенные вопросы Украины, в которые РФ влезать не стоит. В свою очередь, Украина гарантирует полную экологическую безопасность своим гражданам. И сделав украинскую экономику более эффективной энергетически, власти перестанут нуждаться в таком большом объеме российского газа, как сегодня.
Когда Глазьеву снова дали слово, он заявил, что Петр Порошенко привык слушать и слышать только себя, а вот Европа вряд ли готова заплатить 35 миллиардов долларов для предотвращения дефолта Украины. Такие слова советника президента РФ вызвали смех у присутствующих в зале политиков. Далее Глазьева было просто невозможно остановить: он начал рассуждать о состоянии демократии в Украине, о том, что Верховную Раду превратили в институт рабства, не давая депутатам возможности обратиться в Конституционный суд. Видимо, когда Глазьев говорил о Верховной Раде, он просто забыл, что в российскую Государственную Думу на последних выборах не прошла ни одна оппозиционная партия.