Государства Центральной Азии не в полной мере оценивают опасность терроризма в данном регионе, а их контртеррористическая деятельность вызывает у Вашингтона откровенный скепсис. Таков лейтмотив положений ежегодного доклада Государственного департамента США о терроризме в странах мира.
Мировой терроризм «поднимает голову».
Как следует из упомянутого документа, «мировой терроризм по итогам минувшего года вырос на 43 процента». Формулировки этого доклада текущего года, выдержки из которого приводит портал «EurasiaNet», напоминают прошлогодние. «Эффективность мер, предпринимаемых правительствами некоторых государств Центральной Азии по сокращению собственной уязвимости в отношении предполагаемой террористической угрозы, в некоторых случаях просматривалась с трудом по причине неспособности властей провести четкую грань между терроризмом и вооруженным экстремизмом, с одной стороны, и политической оппозицией и отправлением нетрадиционных религиозных верований, с другой», – говорится в докладе. Вместе с тем, в текущем 2014 году добавилось немного конкретики в виде упоминания Исламского движения Узбекистана (ИДУ). «Террористические группировки, связанные с Центральной Азией (особенно Исламское движение Узбекистана и Союз исламского джихада), по-прежнему представляли серьезную проблему, даже осуществляя свои операции за пределами территорий центральноазиатских государств».
Особенности терроризма в отдельных государствах региона ЦА по версии Госдепартамента.
В докладе содержится подробное описание и характеристики особенностей терроризма в каждой отдельно взятой стране региона Центральной Азии. В частности, говоря о Казахстане, авторы доклада отмечают, что там «широкое и неопределенное толкование терроризма, а также так называемого «религиозного экстремизма», порой приводило к аресту и преследованию мирных граждан и религиозных объединений». Говоря о Туркменистане, докладчики подчеркивают, что «широкое и неопределенное толкование терроризма и так называемого «религиозного экстремизма» время от времени использовалось властями для наступления на инакомыслие внутри страны».
Более развернуто раскрывается ситуация в Узбекистане, где, по мнению Госдепартамента США, власти пытаются всячески завуалировать происходящее, вследствие чего объективно оценить ситуацию крайне сложно. «Правительство Узбекистана ограничивает информацию о внутренних аспектах ситуации, затрудняя анализ как уровня террористической угрозы, так и эффективности действий правоохранительных органов Узбекистана по противодействию ей. Более того, эффективность контртеррористической деятельности Узбекистана подрывается несоблюдением основополагающих принципов и прав человека, неэффективной и забюрократизированной работой государственных институтов, а также медленным прогрессом в деле упрочения принципа верховенства закона. Эти факторы повышают уязвимость страны по отношению к распространению вооруженного экстремизма».
Казахстан и Таджикистан хотят сотрудничать, Туркменистан насторожен.
Говоря о состоянии дел и перспективах сотрудничества с государствами ЦА в вопросе контртеррористической деятельности, Государственный департамент по-разному характеризует степень готовности и желания правительств этих стран. В частности, говоря о Казахстане, авторы доклада отмечают, что «правительство Казахстана выразило интерес к углублению контртеррористического сотрудничества с США, особенно в сфере обмена информацией и взаимодействия правоохранительных органов, а также наращивания потенциала Казахстана по проведению специальных контртеррористических операций». Впрочем, в докладе не уточняется, какова была реакция Вашингтона на подобные предложения о сотрудничестве. То же самое отмечается и в отношении Таджикистана: «Таджикистан желал бы повысить потенциал своих вооруженных сил и правоохранительных органов в деле проведения тактических операций путем реализации двусторонних и многосторонних программ помощи, в том числе с участием США».
Информация о какой-либо конкретной деятельности содержится в разделе, посвященном Кыргызстану. Там, среди прочего, отмечено, что «вооруженные силы США провели восемь учений по отработке контртеррористических действий с участием войск Госкомитета Национальной Безопасности, МВД, Минобороны и Погранслужбы Кыргызстана. Эти учения включали в себя отработку подразделениями выполнения стандартных боевых задач с учетом соблюдения прав человека и обеспечения безопасности мирного населения».
Как отмечают аналитики раздела «Новости СНГ» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», в данном направлении два государства стоят особняком. Речь идет об Узбекистане и Туркменистане. Так, об Узбекистане в разрезе мер по сотрудничеству не говорится вообще ничего. В то же время, Туркменистан, как утверждают в Госдепартаменте, к перспективам развития сотрудничества с США относится весьма настороженно: «Туркменистан не проявлял склонности работать с Госдепартаментом, приняв участие лишь в двух из пяти курсов антитеррористической помощи, организованных за последние три года».
Автор: Роман Иванченко