Работающие в Российской Федерации белорусы через финансово-экономический кризис начинают возвращаться домой и искать иные варианты трудоустройства. При этом не все из них связывают свое будущее с Беларусью, отмечает издание Deutsche Welle.
Обвал российской нацвалюты вынудил многих белорусов, которые на протяжении многих лет работали в Российской Федерации, искать себе новое применение, потому что работать в РФ многим становится невыгодно. Согласно оценкам экспертов, массовое возвращение в Беларусь огромного количества трудовых мигрантов, может стать головной болью для властей Беларуси.
Многие вернутся домой.
Известный экономист Лев Марголин полагает, что большая часть белорусов, которые работают в России, вернется обратно, потому что произошедшее с российской валютой почти в два раза обесценило их доходы. «Если раньше был смысл терпеть всякого рода неудобства, платить за жилье и жить в нечеловеческих условиях за полторы-две тысячи долларов в месяц, то сейчас нет смысла это делать за 750-800 долларов США. Тем более хороший специалист работу с такой зарплатой может и в Беларуси найти», - отмечает эксперт. «В России наших людей держали исключительно заработки», - соглашается с Марголиным Александр Соснов, бывший министр труда Беларуси.
Согласно мнению Марголина, происходящее в настоящее время в Беларуси, немного отсрочит этот маневр - несколько дней назад власти Беларуси ввели комиссионный сбор - 30 процентов на покупку иностранной валюты. Эксперты назвали такой шаг скрытой девальвацией в таком же размере. Как отмечает Лев Марголин, в таких условиях пока непонятно, какие заработные платы будут в Беларуси у тех же станочников или строителей, а именно такие специальности в настоящее время наиболее востребованы в Российской Федерации.
Проблемы для «возвращенцев».
Согласно словам Александра Соснова, вернувшимся белорусам устроиться на работу с уже привычной зарплатой будет крайне проблематично. Марголин, в свою очередь, обращает внимание на то, что в настоящее время, по данным минтруда, в Беларуси есть более 40 тысяч вакантных рабочих мест, причем «не слишком престижных профессий и с еще менее престижной зарплатой».
Как отмечает Марголин, в Российской Федерации, согласно официальным и самым скромным оценкам, работают примерно 400 тысяч белорусов. «Если хотя бы половина вернется в Беларусь, тогда проблема с трудоустройством этих людей будет весьма существенной», - говорит эксперт.
Как предполагает Марголин, возможно будут какие-то призывы властей к малому бизнесу, к индивидуальным предпринимателям, чтобы те создавали новые рабочие места. «Однако дальше призывов дело не пойдет, поскольку власть не знает, как подойти к этому вопросу. Наша власть не имеет опыта создания рабочих мест», - отмечает эксперт.
Поскольку ситуация, которая сейчас сложилась на территории Беларуси, очень похожа на ситуацию в России, то белорусские гастарбайтеры будут искать другие места применения собственной рабочей силы. Таким местом может быть, к примеру, Казахстан (где ситуация немножко лучше, нежели в РФ), Турция и другие государства. «Одновременно с этим, в других государствах они не получат того, что привыкли получать в Беларуси или в Российской Федерации», - утверждает экс-министр труда.
Высококвалифицированные строители, водители и представители других профессий не пойдут на нищенскую зарплату, которая будет составлять 120-200 долларов. Они будут искать что-нибудь другое, лучше оплачиваемое, на территории других государств. Так что можно сказать, что действующий белорусский лидер решил проблему безработицы за счет иных стран.
«В Беларуси не останусь».
34-летний житель Минска Антон вернулся домой после «черного вторника», который произошел в России. Согласно предварительной информации, он проработал на стройке в столице России более двух лет. Минчанин рассказал, что получал нормальную заработную плату (почти 2,5 тысячи долларов США в месяц). Сначала жил в здании, которое уж больно напоминало общежитие, однако они должны были за это платить около 3 тысяч рублей в месяц. Когда была хорошая, теплая погода они переселялись в армейские палатки либо же спали на раскладушках, что стоило в два раза меньше.
«После того, как российская национальная валюта начала падать в цене, мне прямо сказали, что больше нету средств на мое довольствие и это при том, что мы не получили заработную плату за два последних проработанных месяца. Обещали выплатить после Нового года. Я поеду туда только для того, чтобы забрать свои честно заработанные деньги, однако больше работать там не буду. Уж больно там все неясно», - сказал Антон. Кроме того, он сказал, что не собирается оставаться и в Беларуси: «До того, как я поехал в Россию, я работал в строительно-монтажном управлении. Там был сплошной бедлам, поэтому я уволился. У меня есть жена и двое маленьких детей, которых надо кормить, а работая в подобной неразберихе невозможно это сделать».
Согласно его утверждениям, он попытается поехать в какие-либо западные государства, поскольку «там можно заработать, а для этого требуются мужики с руками».
«Может, начнут платить дома?»
Одному из белорусских «заработчан» - Игорю - 24 года. В настоящее время он уже второй год трудится на санкт-петербургской стройке. «Пока меня отпустили на новогодние каникулы к семье. Однако я не уверен, стоит ли потом возвращаться назад, поскольку как-то непонятно сложилась ситуация с фирмой, с которой у меня заключен контракт. Никаких денег за ноябрь месяц я не получил, однако руководство обещало расплатиться с середины января. Да, работа неплохая, однако сейчас в Минске можно заработать не намного меньше, нежели в Российской Федерации после столь сильной девальвации рубля. Если в Минске действительно найду работу с примерно сопоставимой заработной платой, то буду работать здесь. Где-где, а дома лучше всего», - сказал парень.