По мнению аналитиков портала «Белорусские новости», прошлый год белорусско-российских отношений показал многие несоответствия в выработке совместной стратегии двух стран по отношению друг к другу. Вместо ожидаемого сближения на почве нового тренда духовных скреп и сглаживания вдруг возникших острых углов была отменена совместная встреча представителей парламентов.
Отношения Беларуси и Российской Федерации никогда не были простыми. Ясно, что есть так называемый «старший брат», который диктует условия. Но ведь «младший брат» тоже не так прост, как хотелось бы его более крупному партнеру, – у него есть свои интересы, и он не позволит их нарушать.
Главными факторами размолвки между очередными двумя братскими народами стали аннексия Крымского полуострова и агрессия России в восточные области Украины. Ведь если «партнеры» позволили себе такое с более крупным «братским народом», то почему бы они себе это не позволили с Беларусью.
Впрочем, точную позицию белорусских властей, а вернее, главного представителя власти этой республики Александра Лукашенко, не знает никто. Потому что, если изучать его заявления, которые были сделаны в течение конфликта на территории украинских Донецкой и Луганской областей, то понять окончательную точку зрения не представляется возможным. Но имелись и радикальные нотки, которые вряд ли могли понравиться кремлевским руководителям. Да и недавнее посещение Украины с громкими заявлениями типа «вы обращайтесь, если что», тоже не могли понравиться официальной Москве.
Экономическая составляющая отношения двух соседних стран тоже далека от идеальной. Так, товарный поток из Беларуси снизился на 5,4 процента только за декабрь, а аналогичный показатель российских товаров уменьшился на 3,8 процента.
Длительное соперничество обоих государств за вывозные пошлины на нефть закончилось вроде бы победой белорусской стороны, но вышла она несколько мнимой, так как Россия после долгих дебатов в итоге, согласившись с доводами белорусов, через небольшой промежуток времени подписала законопроект, названный «большим налоговым маневром», регламентирующий изменения таможенных пошлин на вывоз нефти. Этот шаг московских властей едва не спровоцировал крупный скандал и даже чуть не поставил под срыв ратификацию белорусским парламентом договора Евразийского экономического союза.
Эти разногласия удалось сгладить и успокоить, но почти тут же появилась почва для нового скандала, такого же или даже более серьезного уровня. Все началось с того, что Россельхознадзор вдруг закрыл поставки белорусских продуктов не только на территорию Российской Федерации, но и транзит их в Казахстан. Понятно, что все это является звеньями одной цепи и делается с целью показать, кто в доме хозяин. Однако хозяину стоило бы задуматься над перспективой остаться в этом большом и дорогом доме одному в связи с такой политикой по отношению к своим пока еще друзьям.
А белорусская сторона не стала отмалчиваться и выразила все свои ощущения от нанесенной обиды в достаточно жесткой форме, что вряд ли могло понравиться руководству РФ. В заявлениях властей Беларуси, помимо обиды сквозил посыл, который, скорее всего, был замечен в Кремле – руководители РБ озаботились защитой и поддержкой собственного производителя, что может позволить сократить, а по некоторым позициям и вовсе исключить импорт из России товаров и продуктов. Кроме того, белорусов возмутила сама риторика и обстановка действий российской стороны, прозвучали даже достаточно резкие фразы: «мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить» и «глупая и безмозглая» (политика РФ по отношению к белорусам). Ну и, ко всему прочему, указ производить все расчеты с «большим братом» не в его валюте, а в стабильной – доллар или евро, на крайний случай белорусские рубли – это даже некоторая игра мышцами, как считают эксперты, со стороны Беларуси.
Итогом взаимных недовольств и претензий стал возврат к практике отмененных уже четыре года назад пограничных постов таможенного контроля, названных сейчас более толерантно - передвижными оперативными группами.
Предновогодняя поездка главы Беларуси Александра Лукашенко в Москву значительно сгладила отношения между двумя странами, и риторика лидера РБ сменилась с гнева на милость: «Нам сегодня эту страну никто ведь в мире не заменит. Беларусь не будет действовать в ущерб братской России», – отметил Александр Григорьевич, побывав в Белокаменной.
Это далеко не первый случай за время «вечного» президентства Лукашенко, когда внезапно возникающие острые темы резко сглаживаются после его общения тет-а-тет с российским лидером. Получается, что президент России обладает даром убедить своего белорусского коллегу, и какие бы неприятные вопросы не возникали в общении этих двух политиков, их острота сходит на нет при личном контакте.
Чем именно вынуждает глава Кремля к сговорчивости белорусского президента, конечно, никто не узнает. Может тут дело в кредитах, которые необходимы Минску в условиях раскачивания курса белорусского рубля падением российского. Да и политическое будущее белорусского лидера пока туманно, так как уже неоднократно звучала информация о том, будет ли баллотироваться на новый президентский срок Александр Лукашенко.
Все эти факторы позволяют усомниться в безболезненном претворении российской идеи «русского мира», поэтому в ход могут пойти как мягкие переговорные методы, так и более жесткие, вплоть до политического и экономического шантажа, что в условиях практического краха экономики России вряд ли реально.