Послезавтра в столице Казахстана Астане состоится долгожданная встреча руководителей стран, входящих в инициированное Российской Федерацией образование Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Предполагается, что в данном саммите примут участие лишь те главы стран, которые стояли у истоков этой искусственной организации.
Для потенциальных членов ЕАЭС пока что хороших новостей нет – их не пригласили на столь высокое и престижное мероприятие, поэтому главе Кыргызстана, который лишь на днях спасал несколько пошатнувшийся имидж президента РФ, которого мировые СМИ числили чуть ли не пропавшим без вести, прилетев к нему на внезапную встречу в Санкт-Петербурге, придется довольствоваться пока что лишь былым свиданием в главой России и уповать на предполагаемые перспективы. То же самое относится к президенту Армении – его страна имела желание стать одним из соучредителей евразийского альянса, но пока что получила отказ в таких благих намерениях.
Формат общения, ограниченный лишь главами России, Казахстана и Беларуси, вполне понятен. Особенно это очевидно ввиду срыва подобной встречи на прошлой неделе, когда по неизвестным и скрываемым причинам ее вынуждены были перенести из-за загадочного отсутствия российского лидера. Дальнейшие перспективы некогда достаточно перспективного международного альянса находятся под серьезной угрозой из-за гигантских проблем в экономике основополагающего члена этого союза.
Санкции прогрессивного мирового сообщества за российскую агрессию по отношению к Украине дают о себе знать все сильнее, расходы на поддержку пророссийски настроенных террористов на части украинских восточных областей становятся все больше, а напряжение внутри российского общества хоть и усиленно скрывается, но растет пропорционально получаемым из Украины так называемым «грузам 200». А российская экономика, учитывая ее специфику серьезной зависимости от добываемых и продаваемых углеводородов, терпит огромные убытки от упомянутых санкций, а также от постоянного снижения цены на нефть.
Спустя всего лишь несколько месяцев с момента организации и начала деятельности ЕАЭС, у этой структуры, по вине одного из ее участников, возникли серьезные сложности в работе, а у остальных - глубокие сомнения в целесообразности такого образования. Именно поэтому, похоже, несмотря на естественные обиды других стран, данная встреча должна состояться в тройственном формате, чтобы Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко выяснили между собой в узком кругу новые «правила игры», согласно которым можно рассматривать хотя бы какую-то возможность выжить только что рожденному альянсу.
Эксперты предполагают, что основной спрос будет с белорусской стороны, которая, пытаясь оставаться с стороне от взаимных санкций России и западных стран, в какой-то степени играет на руку всем противникам РФ, не бросаясь мгновенно на спасение своего восточного брата, чтобы обречь и себя на санкциональный гнет за компанию. Да и непонятны для официального Кремля игры белорусской стороны на нефтяном рынке, когда, имея серьезные льготы по закупке российской нефти, Минск не желает поставлять продукты ее переработки на своей территории по «братской» стоимости россиянам, чем вызывает серьезное неудовольствие.
Такое же удивление у российской стороны вызывает экспорт в РФ товаров западных стран, которые имели неосторожность и опрометчивость попасть под санкции российского правительства, но все же проникают на территорию страны через белорусско-российскую границу. Причем сама Беларусь крайне прохладно относится к соседской идее создания общих таможенных пунктов, чтобы прекратить такой переэкспорт.
Что касается Казахстана, то у него нет особой необходимости в получении какой-то помощи со стороны России, так как он, в отличие от остальных российских сателлитов в ЕАЭС, является почти самодостаточным. Поэтому, как считают политологи, этой стране участие в ЕАЭС даст меньше всего, и единственным достаточным для казахов бонусом может являться некая гарантия безопасности (или хотя бы ее иллюзия), что, находясь в экономическом альянсе, она не станет очередным субъектом территориальных претензий со стороны так называемого «большого брата».
Ведь, если экономическая помощь необходима всем остальным существующим и потенциальным участникам ЕАЭС, в который во времена президентства Януковича всеми правдами и неправдами втягивалась и Украина, то некоторым из них необходима и военная помощь ввиду отсутствия собственного серьезного военного потенциала. Так что у каждого члена Евразийского экономического союза есть свои причины поставить свою страну в жесткую зависимость от России.
Экономические санкции Запада по отношению к Российской Федерации задели не только российскую экономику. Казахстанская сторона пока что не прямо, но достаточно четко стала сомневаться в необходимости своего участия в таких искусственно создаваемых под давлением России образованиях стран, находящихся изначально в неравных условиях. Это уже сейчас наносит удар не только по экономическим институтам такой крупной и достаточно развитой страны, но и по ее международному имиджу, ставя практически в один ряд с международными изгоями.
Впрочем, пока Казахстаном управляет Нурсултан Назарбаев, официальный Кремль может не сомневаться в лояльном отношении к нему в руководстве этой страны. Но с тем же успехом казахстанский глава может повернуть свой взор на противоположную часть мира и попробовать стать организатором некоего союза азиатских стран, причем вовсе не из СНГ, или почти совсем не из СНГ.