Казахстанским правительством занимается четкая и последовательная позиция на исключение возможности ввода наднациональной единой валюты в ЕврАзийском экономическом сообществе, хотя валютное и финансовое сотрудничество Алматы с государствами ЕАЭС есть актуальная тема в его информпространстве. Об этом сообщает 22 апреля «Биржевой лидер» со ссылкой на заявление казахского заместителя министра экономики Тимура Жаксылыкова в ходе брифинга 22 апреля.
Со слов вице-министра, вопрос введения наднациональной денежной единицы не обсуждается.
Жаксылыков указал на то, что в положении о формировании валютно-финансового союза введение наднациональной единой валюты в соглашениях о ЕАЭС никак не предусмотрено. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что такая работа в этом сообществе и далее не получит развития.
Более того, президент Беларуси Александр Лукашенко в апреле заявил во всеуслышание корреспонденту американского информагентства Bloomberg, что ЕврАзийское экономическое сообщество может вообще «не дожить» до единых наднациональных денег.
Летом 2014 года первым вице-премьером России Игорем Шувалым была выражена уверенность в неизбежности единой денежной валюты в ЕАЭС.
Он даже уточнял, что на это понадобится якобы от пяти до десяти лет. В развитие заявления Игоря Шувалова 20 марта текущего года на встрече глав государств Беларуси, Казахстана и России и ее президент Владимир Путин заметил, что этой троице предстоит еще обсуждение перспектив создания валютного союза.
Где-то через неделю после этого путинского высказывания упомянутый Шувалов говорил уже о том, что спешка с валютным союзом не уместна во избежание ошибок. В данное время, с его слов, анализом возможностей различных форм валютно-финансового партнерства займутся эксперты, а серьезные разговоры о монетарном объединении начнутся, когда для него будет реальное экономическое наполнение.
В марте Путин также дал поручение правительству и Центробанку России при взаимодействии с офисами центральных банков стран ЕАЭС до 1 сентября решить вопросы с дальнейшей интеграцией в финансовой и валютной сферах. Одним из главнейших вопросов здесь является желанный для Российской Федерации валютно-монетарный союз, предполагающий, кроме прочего, введение в России, Беларуси, Казахстане, Армении, а потом и в Киргизии единых денег. Россияне для них предлагают пару названий – «алтын», уходящий корнями в историю Золотой Орды, или же «Евраз», похожий в своем названии на евро.
Про создание общих банкнот и монет в ряде государственных образований на руинах распавшегося Союза Советских Социалистических Республик говорят весьма давно. Например, в девяностых годах прошлого века ставился некоторыми политиками вопрос по воссозданию союзных рублей для Беларуси и России.
Обострение прошлогоднего экономического кризиса и резкий обвал курса российского рубля породили еще более сильные сомнения в этой инициативе, что, однако, не помешало Путину этой весной вновь вернуться к данной идее. Так что, в кошельках белорусов, россиян, казахов, армян и киргизов через некоторое время окажутся уже «евразики» или «алтыны»?!
Многие российские эксперты поддерживают данное предложение. Так, Александром Разуваевым, директором в аналитическом департаменте «Альпари», экономическая полноценная интеграция видится невозможной без общей валюты. И логика внешнеполитической ситуации, мол, подталкивает президента России к ускорению данного процесса. Новая наднациональная валюта в случае ее введения, по экспертным оценкам Разуваева, будет во многом похожа на рубль России, ведь ее экономика гораздо больше белорусской и казахстанской, а последняя к тому же по структуре весьма похожа на российскую.
Разуваев видит идею евразийских денег своевременной. С его точки зрения, их могут запустить в обращение уже в январе будущего года, но это аналогом Европейского центрального банка, ответственного за евро, не будет. Вероятно, всякие существенные решения по евразийской валюте будут утверждаться руководителями национальных банков или премьерами стран ЕАЭС единогласно.
Никитой Масленниковым, руководителем направления «Экономика и финансы» в Институте современного развития, высказываются гораздо более сдержанные оценки. Он замечает, что форматом монетарного союза в ЕАЭС предусматривается множество разных вариантов. На формирование единой наднациональной валюты потребуются, скорее всего, многие десятилетия. Более актуальными сейчас представляются вопросы согласования государственных и межгосударственных действий государств ЕАЭС на их на едином рынке капиталов и в общей валютной политике. Соответствующей правовой и инфраструктурной архитектуры для этого нтеграторами ЕврАзийского экономического сообщества не выстроено толком, поэтому она требует детальных доработок.
Некоторые независимые экономические аналитики возню Кремля вокруг идеи ЕАЭС вообще считают бурей в стакане воды. И приводят убедительные цифры, говорящие за второсортность и маргинальность этого образования. Так, для примера, в прошлом году показатель общего оборота между самими участниками в Таможенном союзе (ТС) составил скромные 72 млрд. долларов, тогда как совокупный их оборот с третьими государствами вне ТС оказался в тринадцать раз больше – 930 млрд. долларов. Поэтому приведенные в начале этой публикации слова белорусского автократа Александра Лукашенко о том, что ЕАЭС может вообще «не дожить» до единых наднациональных денег, исключительно актуальны.