События, происходящие ныне с экономиками стран, входящими в так называемый Таможенный союз Евразийского экономического совета (ТС ЕАЭС), наталкивают на такие размышления: хорошо, что ныне беглому бывшему президенту Украины Виктору Януковичу не удалось втянуть управляемую им тогда страну в эту откровенную экономическую авантюру.
В принципе, финансовые проблемы (если их так мягко называть) стран, входящих в названную выше структуру, имеют под собой не совсем экономическую, а, скорее, политическую основу. Агрессия Российской Федерации на украинской территории – захват Крымского полуострова и полноценное участие в вооруженном противостоянии на части Донецкой и Луганской областей Украины - вызвали крупные международные санкции. А последние обвалили курс российской валюты, взвинтили цены, а покупательную способность рубля снизили в разы.
Но вместе с Россией финансово страдают и ее основные коллеги по структуре ТС ЕАЭС. И если Беларусь худо-бедно с помощью той же РФ пока справляется, то вот Казахстан сегодня удивил весь мир резким падением своей валюты – тенге. Как отмечают специалисты, нынешний обвал казахских денег один из самых масштабных в мире с начала нынешнего года. Национальный банк Казахстана аннулировал валютный коридор и отпустил тенге в свободное плавание, что моментально отразилось на его стоимости, показывая реальную оценку рынком этой денежной единицы.
В стране тут же стали расти цены в магазинах, закрываться оптовые сети, магазины крупной бытовой техники, автосалоны и обменные пункты валют. Банки также «временно» приостановили валютные операции хотя бы до стабилизации на какой-то отметке курса местных денег. Некоторые казахские издания отмечают, что в Астане и других крупных городах страны началась даже паника среди населения.
С 8 утра сегодня началось падение тенге по отношению к американскому доллару – за небольшой промежуток времени стоимость одной единицы казахских денег за один доллар изменилась с 197,28 до 257 тенге, то есть в процентном соотношении изменение котировки составило около 30% (!). Таким образом, тенге стал в один ряд с российским и белорусским рублями и украинской гривной по масштабности падения с начала этого года.
Как отметил эксперт Sberbank CIB Том Левинсон, Нацбанк Казахстана осознанно предпринял такой шаг, девальвировав свою валюту, так как она стремительно теряла в весе по сравнению с валютами соседей, в первую очередь России. И после того как рубль уже сравнительно давно был ослаблен, а цены на сырье тоже стремительно снижались, тенге становилось сложно конкурировать. К тому же недавний обвал курса китайского юаня тоже в значительной степени повлиял на ослабление позиций казахской валюты в регионе.
Специалисты сходятся во мнении, что такой шаг Национальный банк Казахстана должен был сделать ранее, потому что промедление с девальвацией снижало возможности экономики этой страны и конкурентоспособность тенге на фоне российского рубля. Причем этот процесс дошел до той стадии, что приходилось вводить некоторые ограничения на импорт российских товаров. Российские эксперты застенчиво называют ситуацию терминами «валютные войны» и «гибкость курсов рубля и китайского юаня», которые не позволяли казахской валюте развиваться, избегая более реалистичных формулировок, показывающих истинную ситуацию с рухнувшим и продолжающем в том же духе рублем.
Казахские крупные предприниматели довольны сложившейся ситуацией.
По словам серьезных казахских бизнесменов, падение курса тенге им на руку, так как их товары и услуги смогут стать на один уровень по стоимости с аналогами из Российской Федерации и других стран СНГ, состоящих или планирующих войти в Таможенный союз. Как заявили изданию «Интерфакс» два крупных местных предпринимателя, занимающихся металлургией, Владимир Ким и Александр Машкевич, теперь они смогут заниматься своим делом в нормальных конкурентных условиях.
Оба бизнесмена признаются, что для них ослабление курса национальной валюты просто глоток свежего воздуха и возможность вести бизнес без оглядки на снижающих цены иностранных конкурентов. В нынешних условиях появляются шансы предложить свою продукцию на тех же условиях, что и турецкие, бразильские, австралийские, китайские и российские конкуренты, валюты которых уже длительное время самостоятельно выходят на свой реальный курс, что поможет завоевать новые рынки сбыта.
Также господин Машкевич заверяет, что в связи с новыми условиями ведения бизнеса сотрудники его предприятий не пострадают – сокращений персонала, как и понижений заработной платы, не планируется. Даже напротив, он с воодушевлением теперь может смотреть в будущее и планировать развитие своей промышленной группы с созданием новых рабочих мест и повышением заплаты уже существующим работникам своих заводов.
Но ведь если есть выигравшие, то должны быть и проигравшие. Очевидно, что таковыми станут простые жители Казахстана, которые, приходя в продуктовые магазины, собственным кошельком смогут прочувствовать глубину свободного плавания тенге. Остается лишь пожелать казахам, чтобы свободное плавание их валюты не превратилось в ее свободное погружение, как это сейчас происходит у их северных соседей.