Три страны, являющиеся членами Евразийского экономического союза, – Россия, Беларусь и Казахстан – по-разному видят единый нефтяной рынок данного межгосударственного объединения. Более детально о том, как видят единый нефтяной рынок ЕАЭС в Москве, Минске и в Астане, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания Биржевой лидер".
Информагентство "Интерфакс" отмечает разные подходы Москвы, Минска и Астаны к определению цен на нефтепродукты в процессе создания на территории ЕАЭС единого рынка нефти и нефтепродуктов. Напомним, что в октябре текущего года Евразийской экономической комиссией был подготовлен проект концепции формирования на территории ЕАЭС общих для входящих в данное объединение стран рынков нефти и нефтепродуктов – данный документ был отправлен на согласование всем государствам, входящим в экономический союз.
Данная концепция, в частности, предлагает оставить в силе действующие механизмы формирования цен на нефть внутри ЕАЭС – в документе сказано, что механизмы ценообразования на общем для всех стран экономического союза рынке формируются с учетом действующих сейчас механизмов ценообразования на рынках стран, входящих в ЕАЭС, а также с учетом формирования общих для стран союза рынков нефти и нефтепродуктов.
С данной формулировкой не соглашается руководство белорусского концерна "Белнефтехим" – по его мнению, в концепции соответствующий пункт должен быть изложен в несколько иной редакции. В частности, по мнению руководства концерна, в концепции должно быть сказано, что цена на нефть при поставках, осуществляемых между странами ЕАЭС, не может превышать стоимость нефти, рассчитанную исходя из котировок международных ценовых агентств, из которой необходимо вычесть все затраты, связанные с транспортировкой сырья за пределы таможенной территории экономического союза, а также за вычетом вывозных таможенных пошлин. В "Белнефтехиме" также добавили, что при формировании цены на нефть необходимо учитывать изменение качественных характеристик сырья.
В российском Минэнерго посчитали подход белорусской стороны нарушением рыночного принципа формирования цен.
Такая позиция не понравилась Российской Федерации – по мнению российского Минэнерго, подход, озвученный белорусской стороной, ведет к нарушению рыночного принципа формирования цен. В письме, которое было отправлено за подписью заместителя руководителя российского энергетического ведомства Кирилла Молодцова, сказано, что Минэнерго РФ не поддерживает предложение, озвученное концерном "Белнефтехим", поскольку оно закладывает регулирование цен на рынке ЕАЭС на уровне концепции.
Это противоречит условиям договора, подписанного странами экономического союза, согласно которому рыночный принцип ценообразования на энергетические ресурсы является одним из самых главных принципов взаимовыгодного сотрудничества между странами союза в энергетической сфере.
Свое предложение внес и Казахстан – по мнению Астаны, в концепции должно быть зафиксировано, что формирование цен на нефть на едином рынке ЕАЭС должно происходить на основе добросовестной конкуренции и рыночных механизмов.
Не сошлись три страны ЕАЭС и в подходе к унификации стандартов для нефти.
Помимо этого, разногласия между странами экономического союза возникли также и в подходе к унификации стандартов для нефти, и к сохранению качества сырья. В частности, концерн "Белнефтехим" выступил с предложением зафиксировать в концепции положение, согласно которому все участники единого для стран ЕАЭС рынка обязаны осуществлять деятельность, направленную на контроль, унификацию и сохранение качества сырой нефти. Помимо этого, по мнению белорусской стороны, участники рынка также должны работать и над повышением качества нефтепродуктов. Аналогичную позицию занял и Казахстан – в Астане считают, что в концепцию должна быть внесена норма о необходимости осуществления деятельности, направленной на контроль над качеством нефти.
Против сохранения в концепции формулировки о необходимости сохранения качества сырья выступила Российская Федерация. По мнению российского Минэнерго, в большинстве случаев сохранение качественных характеристик нефти будет просто невозможным по ряду объективных причин, либо требует материальных затрат, которые несоизмеримы с получаемым в итоге эффектом. Энергетическое ведомство РФ также отметило: в настоящее время нет четкого определения, что же такое "критерии качества нефти", а предъявляемые к сырью технические требования регулируются национальными техническими регламентами стран, входящих в ЕАЭС.
Еще одним спорным моментом стала формулировка в концепции одной из задач, направленных на становление общего рынка, – развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения устойчивой работы общих рынков нефти и нефтепродуктов. В "Белнефтехиме" считают, что данная задача должна заключаться в поддержании транспортной инфраструктуры в исправном состоянии, а также в ее развитии. Данную позицию поддержал и Казахстан.
В Минэнерго РФ, в свою очередь, возразили, что формулировка о развитии транспортной инфраструктуры, которая заложена в подготовленной ЕАЭК концепции, как раз и предлагает поддерживание в исправном состоянии транспортной инфраструктуры, и менять данную формулировку на ту, которая была предложена белорусским концерном, не стоит.