Можно продолжать заявлять, что Россия все еще находится в заложниках настоящего советского понимания нацэкономики и невероятного постсоветского бессилия. И со своего места сдвинуться не может не только она, но и все окружающие с таким же аналогичным багажом. "Но это не так, заявляет руководитель Института экономики РАН Р. Гринберг", - пишет РБК. Он обращает внимание на одного из соседей РФ — на Казахстан, также сильно зависимый от капризов современного рынка углеводородов. Здесь в действительности готовы перейти от пустой риторики по поводу т. н. сырьевого проклятья к определенным действиям в направлении настоящей, а не симулируемой модернизации нацэкономики.
Оценить работу, которую успели провести казахстанцы для интегрирования в мировую экономику, возможно по нескольким главным общепризнанным показателям. Главный: готовы ли инвесторы вкладывать деньги в эту страну? За первое полугодие текущего года в Казахстане капиталовложения в разные новые проекты возросли на 250% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в России за тот же самый период прямые инвестиции упали на 50%. Казахстан в СНГ стал лидером по привлечению зарубежных инвестиций на душу населения. Это сказывается на самом качестве жизни граждан: за 2001–2013 годы показатель номинальных доходов в среднем на душу населения в 1 месяц вырос в 5,3 раза.
Модель, именно благодаря которой многие международные финансы весьма комфортно себя чувствуют в Казахстане, очень проста и основана на активной роли государства в постоянном привлечении инвестиций. Так, оно все делает, чтобы обеспечить инвесторам по максимуму комфортные условия для их работы. В стране низкое налогообложение, например, налог на прибыль — только 15%, НДС — 12%, современный НДФЛ — 10%, а вот все это в РФ в 1,5–2 раза больше.
Само государство не бросает всех и все в рынок, а гарантирует реальную поддержку. "Последующая оптимизация именно налогового режима, унификация и упрощение разных разрешительных процедур, активное привлечение якорных инвесторов в масштабное строительство, нефтепереработку, сельское хозяйство, энергетику — все это на себя берет государство", - отмечает эксперт. Об этом информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Дальше — еще больше.
Исходя из планов, озвученных Н. Назарбаевым в предвыборном программном документе под названием "100 шагов", страна в будущем планирует не просто лишь диверсифицировать нацэкономику в нынешних рамках, но их раздвинуть, создав абсолютно новые возможности для роста. Это некий риск, но он, вероятно, оправдан. Так, в будущем году должен начать работать Международный финансовый центр в городе Астане.
Эксперт отмечает, что аналогичное намерение недавно с помпой декларировали и в России, когда объявлено было о предстоящем создании масштабного Международного финансового центра в городе Москве. Тогда это оказалась очередная затея в духе громких слов без последствий. Вместе с тем казахстанский проект имеет на свое осуществление больше шансов. Для Гринберга важен тот факт, что под такое начинание сразу подведено было соответствующее законодательство. На днях парламент республики принял законопроект, согласно с которым Международный финансовый центр в столице создается по модели Дубая именно как финансовый хаб для всего Евразийского региона. Вряд ли он сумеет взлететь, как дубайский, который за 10 лет стал главным азиатским центром притяжения больших финансов. Но занять может свою нишу в регионе, тем самым обеспечивая тесное взаимодействие региональных фондовых рынков Центральной Азии, запада КНР, а также СНГ.
МФЦА полностью готов предоставить самое главное, чего жаждет сейчас бизнес, — защиту от произвола. Само законодательство финцентра построят по английскому праву, сразу же откроется коммерческий независимый арбитраж, принятые решения которого получат приоритет по отношению к решениям казахстанского суда. Для резидентов МФЦА будут предоставлены офисы класса А абсолютно бесплатно на два года, от всех налогов освобождение на 50 лет. В краткосрочных планах это риски для бюджета, но вот в долгосрочных Казахстан превращается в площадку для полноценной реализации разных индустриальных проектов. Именно в масштабах страны сработать должен мультипликативный эффект, непременно появятся новоиспеченные производства и дополнительные рабочие места. При этом новый финцентр будет сопряжен с реализацией большого проекта реальной экономики - "Евразийского трансконтинентального коридора", по которому станут перевозиться грузы из стран Азии в Европу.
В результате республика ежегодно сможет приращивать к ВВП не меньше 1% за счет ненефтяного производства, а вот ее предприятия рассчитывают привлечь больше 100 млрд. долларов фининвестиций до 2025 года. И все это — именно благодаря госуправлению, которое в Казахстане, в отличие от РФ, не является предметом какой-то идеологической дискуссии. Там совсем не спорят о соотношении частного и государственного в категориях зла и добра, а на деле заботятся о росте качества второго и поощрении первого. Отлично сознают, что успех всей экономической политики предполагает именно динамическое равновесие госактивности и сил саморегулирования.