Ровно 60 лет назад 25 февраля завершился двадцатый съезд КПСС, начавшийся 14 февраля. Съезд проходил в зале заседаний Верховного Совета РСФСР в Москве. На заседании, в частности, осуждали культ личности Сталина, напоминают эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер». Шестьдесят лет назад на 20-ом съезде КПСС первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев читал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В докладе подчеркивалось, что «царь» в ходе своего правления во многом ошибался и преступал «революционную законность».
Но что изменилось на сегодняшний день? Как граждане относятся к культу личности Сталина, рассказал российский журналист Константин Эггерт в комментарии DW.
Он вспоминает, что его мама и многие другие люди этого возраста считали, что «перестройка» стала причиной падения коммунизма. И, по мнению его мамы, во всем был виноват именно инициатор «перестройки» Михаил Горбачев.
Однако журналист уверен, что основной удар по социалистическому строю был нанесен именно двадцатым съездом КПСС, а затем и «оттепелью» Хрущева.
В народной памяти навсегда останется идеология о том, что люди ожидали строительства одного, но получили совершенно противоположное. Фактически везде наблюдалось разочарование марксисткой идеологией. Тем самым, с этого периода люди понимали, что верить в коммунизм нецелесообразно, отмечает журналист. И заявление Никиты Хрущева о том, что поколение советских людей будет жить и в эпоху коммунизма, многие так и не восприняли серьезно. Да и сам Хрущев вряд ли осознавал, что инициативой переселения граждан из коммунальных в отдельные квартиры может стать концом коммунистической идеологии. И именно тогда фраза «отдельная квартира» стала ассоциироваться с понятием повышенного социального статуса. И владельцы «отдельных квартир» могли позволить себе купить телевизор, чешские хрустальные бокалы и даже шкаф «Хельга». Тем самым, постепенно советские граждане стали понимать значение слова «собственность».
Многие жители сел и деревень получили возможность переселиться в города. Примечательно, что именно в этот демографический кризис нужны были все новые люди. Тем самым, можно говорить, что «хрущевская отрасль» не ликвидировала понятие крестьянства, а просто привела к уничтожению русской деревни.
Но следует отметить, что основной целью ХХ съезда КПСС было именно развенчивание культа личности Сталина. Во многих странах так и не удалось добиться этой «социалистической демократии», подчеркивает журналист. По его словам, на съезде принимали участие соучастники преступлений Сталина. К их числу Константин Эггерт относит и самого Хрущева. Первое, чего они добивались в ходе съезда – заметание следов «собственных преступлений», считает журналист. Процесс десталинизации был свергнут в последний год правления Хрущева, когда стало понятно, что что-то начинает угрожать системе.
Эггерт считает, что логика партийной верхушки отличалась простотой и ясностью. И намного труднее было обществу, находившемуся в трагичном состоянии.
Примечательно, что ничего не могло повлиять на сознание людей, на их восприятие личности «отца народов». При этом свою роль также не смогли выполнить ни антисталинские фильмы, ни «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, ни рассказы людей, вернувшихся из ГУЛАГа. Напомним, что после смерти Сталина многие люди, отсидевшие по политическим статьям, рассчитывали на реабилитацию и пытались всеми методами доказать свою невиновность перед народом.
Но несмотря на это инициатива Хрущева по десталинизации не получила достойной поддержки. По сути, процесс и не получил своей реализации.
К 70-м годам люди советского мышления начали развешивать портреты Сталина повсюду. Портреты Сталина прикреплялись к ветровым стеклам водителей грузовиков, на стеклах общественного транспорта. Тем самым, даже после смерти Сталина, общественность тосковала по «царю, сильной руке». И никоим образом хрущевской реформе не удалось стереть из сознания людей «индивидуальную безответственность и стадный инстинкт».
К 80-м годам люди стали понимать, что жить таким образом больше нельзя. Но при этом никто не мог предложить вариант, как можно жить лучше. И примечательно, что на сегодняшний день граждане многих бывший советских стран и теперь не могут ответить в точности на этот вопрос.
Константин Эггерт уверен, что двадцатый съезд имел существенное значение для человечества, открыв новые ворота лагерей с практической и символической точки зрения.