Напряженный конфликт в Нагорном Карабахе обострил давние противоречия среди альянсов постсоветского пространства. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер» со ссылкой на издание «Независимая газета».
В Москве завтра состоится встреча глав внешнеполитических ведомств России и Армении Сергея Лаврова и Эдварда Налбандяна. Стороны соберутся, чтобы обсудить самый актуальный вопрос – разрешение нагорнокарабахской проблемы. Ведь на предыдущем заседании в Вене, посвященном данной проблематике, так и не было принято важное решение по урегулированию конфликта. В связи с этим сопредседатели МГ ОБСЕ планируют посетить Баку и Ереван для разрешения данного вопроса.
Отметим, что уже два дня назад стороны прекратили интенсивные обстрелы в зоне Карабахского конфликта. На данный момент при посредничестве Красного Креста они договариваются об обмене погибших, а также выясняют судьбы без вести пропавших личностей.
Но после прекращения огня возникли некоторые трудности из-за политической позиции. Так, Баку поясняет, что Азербайджан не заявлял о неприменении силы. Значит ли это, что Баку готов выйти из ряда договоров, предусматривающих полное прекращение огня в зоне Карабахского конфликта? Что касается союзника Азербайджана Турции, то она заявила, что не только не поощряет, но, наоборот, предлагает России принять совместные меры для предотвращения напряженности в регионе.
Другой вопрос у Армении. Сразу после обострения ситуации Армения вспомнила о вопросе взаимоотношений с партнерами на постсоветском пространстве. Так, в первую очередь под вопросом оказалось партнерство в ЕАЭС. Является ли данный союз чисто экономическим, или он подразумевает и поддержку в иных сферах? Примечательно, что встреча премьеров стран ЕАЭС была запланирована в Ереване. Но после боевых действий в Карабахе Казахстан отказался от участия в саммите в Ереване. Тем самым действия партнера Армении в тяжелый для нее момент напомнили бойкот. К тому же ни для кого не секрет, что Казахстан больше всего поддерживает Азербайджан, так как связан с ним тесными экономическими связями. И поэтому партнер Армении в трудный момент оказался ей вовсе и не партнером.
Но как в этой ситуации можно забыть о членстве Армении и Казахстана в военно-политическом блоке ОДКБ? Если считать данную организацию аналогом НАТО, то можно ли представить себе, что член НАТО в случае войны может поддержать страну, находящуюся вне блока? Но Армения также понимает, что союз ОДКБ не распространяется на территорию НКР, которая считается не признанной мировым сообществом. Поэтому Армения в трудный момент не рассчитывала на помощь ни Казахстана, ни иных членов ОДКБ.
Но все же для Армении было очень неприятно слушать об антиармянских настроениях от союзников ОДКБ. Поэтому организации, стремящейся быть альтернативой НАТО, можно было быть осторожной ко всем своим союзникам.
Для Армении неожиданностью стало и поведение Беларуси. Так, в связи с этим в МИД Армении был вызван посол Беларуси. Только после этого в Минске выступили уже с подкорректированным заявлением.
Но одними из первых вопросы у Армении возникают к России. Ведь, как известно, Азербайджан применяет в зоне Карабахского конфликта оружие, которое было приобретено у союзника Армении, России. В связи с этим власти Армении намерены поднять вопрос о вводе эмбарго на поставки вооружения Баку. Конечно, Ереван понимает, что если не у России, то Баку купил бы оружие у другой страны. Но больше Армения задумалась о моральной стороне. Но каждый должен вспомнить, что там, где есть деньги, часто преступают порог морали. Особенно этот вопрос актуален в момент кризиса. Примечательно, что и некоторые российские политики утверждают, что эта сделка только на руку армянской стороне.