На заседании ОДКБ Армении дали четко понять, что она не может рассчитывать на помощь этого блока. «Кроме того, некоторые члены блока, в частности, Казахстан и Беларусь, ранее в открытую выражали свое одобрение Азербайджану и Турции, но не Армении», - напоминают эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Недавно состоялось восьмое заседание Восточного комитета Организации договора о коллективной безопасности в Ереване. В заседании приняли участие делегации из РФ, Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Киргизии и Армении. В Ереван для этой цели прибыли и генсек ОДКБ, и начальник Объединенного штаба данного блока. В ходе визита генсек ОДКБ Николай Бордюжа лично встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном, а затем к ним присоединились и начальники Генштабов ВС стран-членов ОДКБ.
Официально СМИ сообщали об обсуждении важнейшей для Армении темы – обострение ситуации на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил. К тому же стороны обсуждали тему военной составляющей ОДКБ.
«Бордюжа также встретился с министром иностранных дел Армении, главой Минобороны, председателем Совета МИД ОДКБ, который на данный момент возглавляет представитель из Армении», - сообщают эксперты издания «Росбалт».
В ходе заседания Армении пришлось нелегко. Представитель страны должен был указать на отсутствие единой внешней политики у ОДКБ. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян также уверил, что данный вопрос Армения поднимет и на встрече министров иностранных дел государств ОДКБ. В частности, Армения выразила свое недовольство из-за позиции членов ЕАЭС и ОДКБ по Карабахскому конфликту.
Также в ходе заседания обсуждалась военная доктрина Беларуси. Так, замглавы МИД Армении заявил, что складывающаяся военная доктрина Беларуси представляет собой проблему как для Армении, так и для ОДКБ. Так, военная доктрина подразумевает запрет участия белорусской армии в вооруженных операциях, проводимых за рубежом.
Многие эксперты отмечают, что эту позицию Беларусь приняла сразу же, чтобы подстраховаться себя от вмешательства в армяно-азербайджанский конфликт. Но в таком случае какова цель членства Минска в ОДКБ, если он не участвует в сохранении коллективной безопасности, если он не может защитить страну-члена блока от посторонних нападений? В чем же причина подобной позиции Беларуси? Примечательно, что кавказовед Андрей Епифанцев отмечает, что ранее и Беларусь, и Казахстан дали понять, что при противостоянии между Азербайджаном и Арменией они готовы поддержать именно Азербайджан, а не члена ОДКБ.
В период обострения ситуации в зоне Карабахского конфликта для армянской общественности стало просто удивительным поведение Беларуси в отношении Еревана, Анкары и Баку. Так, армянский политолог Айк Халатян отмечает, что удивительным является то, что Лукашенко «стремится сблизиться с такими диктаторами-президентами, как Алиев и Эрдоган».
Тем самым, если Лукашенко на словах уверял в сотрудничестве с Россией, то на деле доказал свою приверженность к Турции.
Политолог напоминает, что Лукашенко, а также лидеры Казахстана и Киргизии воздержались от критики в адрес Турции в связи со сбитым российским самолетом. К тому же именно они заблокировали осуждение Турции в рамках ОДКБ. И в то же время именно представители этих стран выступили против назначения на пост ОДКБ именно армянина. Они объяснили свою позицию тем, что назначение армянина на пост генсека ОДКБ значило бы «недружественный выпад против Турции».
Беларусь и не стремится скрыть, что для нее важен союз с Азербайджаном, нежели с Арменией.
Тем самым, анализируя все эти факты, можно прийти к выводу, что ОДКБ является организацией всего одной страны – России, к которой и примкнула Армения, считает политолог. Остальные члены организации вспомнят о ней только тогда, когда поймут, что им угрожает опасность.