Впервые после обострения ситуации в Карабахе президенты Армении и Азербайджана встретились в Вене. Встреча лидеров двух стран освещалась в СМИ, была поводом дискуссий в политических кругах и среди экспертов. Однако до сих пор эта встреча кажется неопределенной и таинственной, пишет армянское издание «Лрагир».
Об итогах встречи рассказал министр иностранных дел Сергей Лавров. Об этом было информировано и в сообщении Минской группы ОБСЕ. Итогами договоренностей президент Армении Серж Саргсян поделился с журналистами прямо в самолете, во время перелета на родину, сообщают эксперты раздела «Новости СНГ» онлайн-журнала «Биржевой лидер».
Из данного интервью стало понятно, что Армения в Вене пыталась добиться одной цели – сохранить статус-кво и не допустить войны. Но сам Саргсян признался, что уверениям главы Азербайджана о соблюдении перемирия верить нельзя. Тем самым, можно прийти к выводу, что в ходе встречи Армения не получила от Азербайджана никаких гарантий о том, что перестрелка на линии соприкосновения будет прекращена. При этом в ходе встречи бои в Карабахе не прекращались. Об этом свидетельствует еще одна жертва со стороны Армении в Карабахе. Можно ли после этого утверждать об «эфемерности» венских заявлений?
После встречи итоги провел и министр иностранных дел России Сергей Лавров. В первую очередь он сообщил, что встреча была организована по инициативе США. Затем он рассказал, что Россия продолжит искать пути компромисса между Арменией и Азербайджаном.
Многие эксперты считают, что если РФ пытается играть основную роль в урегулировании Карабахского конфликта, то нельзя исключить последующий факт дестабилизации, тем более в последующем сохранится возможность войны.
Но если действительно стороны договорились о разработке механизмов мониторинга перемирия, то можно быть уверенным, что роль России в этом конфликте существенно ограничится. Но в этом случае Россия потеряет рычаги влияния на Кавказе. Однако пока никакие детали и условия внедрения механизма не оглашаются. Тем самым, можно сделать вывод, что механизм мониторинга перемирия – это кавказское отступление России. Согласится ли Кремль на подобный шаг? И если согласится, то на каких условиях?
Поэтому в свете подобных неопределенностей нельзя однозначно сказать, была ли венская встреча переломной точкой для снижения напряжения на границе или всего лишь была «мягкой подушкой под голову сторон».
Но Армения должна в любом случае насторожиться. Обеим сторонам нужно попытаться искать более действенные альтернативные пути, которые позволили бы постепенно ослабить роль России в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе.
К тому же Армении стоит укреплять свои позиции в переговорных процессах. Нельзя стремиться быть всегда отличником на этих переговорах, нужно иногда отстаивать и свои интересы. Но для этого Ереван должен изначально вести активную работу с Западом, который согласен с идеей разработки механизмов мониторинга перемирия. Ведь интересы Армении и Запада во многом совпадают, а это немаловажно для эффективного осуществления переговорного процесса.
Но пока, суда по итогам венской встречи, можно говорить о стабильной позиции Армении и о том, что ее послевоенная задача нисколько не изменилась. Эксперты сходятся в мнении о том, что в первую очередь Еревану стоит подумать об изменении политической логики процесса. Если же он замедлит с этим, то может потерять как драгоценное время, так и реальные партнерские возможности.
Армянское издание заключает свою статью словами о том, что стране необходимо в первую очередь предъявить доказательства самостоятельности и добиться соответствующей реакции.