С избранием нового американского президента российско-американские отношения могут стать не столь опасными, как ныне. Трамп демонстрирует склонность к поддержке национальных интересов США, а не глобальных притязаний. Путин до встречи с новым президентом вряд ли предпримет шаги, которые потенциально могут помешать первому контакту с новой администрацией, поскольку проблем и без того хватает. Об этом для РБК размышлял директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. С мнением эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».
Выборы президента были проиграны «демократами», зато выиграла американская демократия, отмечает Тренин. По его мнению, способность меняться, избегая революционных потрясений, является главным фактором стабильности американской политической системы на протяжении многих последних десятилетий. Произошедшая автокоррекция системы связана с образовавшимся за последние 25–30 лет излишним отрывом элит (материальным и ментальным) от значительной массы граждан страны. Далеко не факт, что президент Трамп преодолеет этот разрыв. Но феномен Трампа указывает на необходимость вести работу в этом направлении.
Лейтмотивом кампании Трампа стало внимание проблемам США, многие из которых сильно запущены. По его мнению, для глобальной сверхдержавы наступил момент обратиться лицом к своим «узким местам». В первой речи после избрания будущий президент обратил внимание на ситуацию с инфраструктурой, отметив ее недостатки, что очевидно для всех жителей и гостей Штатов.
Американский президент - это главный дипломат страны и командующий ее армией. Из того, что Трамп говорил во время предвыборной гонки, можно ожидать, что он собирается сосредоточиться на национальных интересах США, а не глобальных притязаниях. В ночь выборов во время своего выступления Трамп говорил о готовности сотрудничать со всеми государствами, которые «хотят сотрудничать с США». Это характеризует Трампа как «национального политика», что позволяет рассчитывать на его продуктивный диалог с президентом Путиным.
Вопреки часто звучащему мнению, что у Кремля на американских выборах был «свой» кандидат, эксперт с этим не согласен. Российские государственные СМИ явно не симпатизировали Клинтон, а с их подачи и значительная часть аудитории «болела» за «аутсайдера», то есть это была скорее протестная акция против уходящего Обамы и пытавшейся прийти на его место Клинтон. Штаб Клинтон со своей стороны всячески пытался раздуть историю с атаками хакеров на серверы Демократической партии, якобы по приказу из Кремля.
Но, по мнению Тренина, «российский фактор» вряд ли сыграл важную роль в американских выборах. У Путина, возможно, были эмоции по поводу американских кандидатов, но не эмоции определяли его отношение к результату этих выборов. Конфронтация между Москвой и Вашингтоном в 2014 году вызвана тем, что Путин не нашел с Обамой общего языка. Россия отказалась вписываться в установившийся после Холодной войны режим международных отношений, поддерживаемый США. Но еще до того как Россия порвала с этим режимом в Крыму, на протяжении десятилетия ситуация испытывалась на прочность в двусторонних отношениях. Ни один из результатов американских выборов не мог отменить это положение.
Избрание Клинтон означало бы сохранение статуса-кво с перспективой постепенной дальнейшей его деградации. Главной задачей в таком случае было бы предотвращение прямого столкновения РФ и США. Избрание Трампа открывает неизвестные перспективы, хотя его личная непредсказуемость, очевидно, преувеличена политическими оппонентами. Неопределенная ситуация открывает возможности и для улучшения отношений с соблюдением баланса интересов, и для ухудшения отношений, если лидеры двух стран «не состыкуются».
Трамп во время избирательной кампании выражал готовность в случае победы лично встретиться с Путиным, упоминал о необходимости сотрудничества с Россией в борьбе против ИГ в Сирии, о том, что жители Крыма предпочитают нынешний статус полуострова украинскому. Путин приветствовал эти заявления, в телеграмме, которую он направил в адрес Трампа в связи с победой на выборах, он выразил надежду на совместную работу по выведению отношений России и США из кризисного состояния, а также по поиску решений на актуальные вызовы международной безопасности.
Теперь главной заботой является установление между Кремлем и новой администрацией Трампа деловых контактов. У нового президента нет практического опыта во внешнеполитических делах, поэтому многое будет зависеть от состава будущего кабинета министров, руководства аппарата Белого дома. В России власти и большинство населения больше переживали за Трампа и это тоже может сыграть свою роль. Очень важной будет первая встреча двух президентов и к ней обе стороны будут тщательно готовиться, поскольку от встречи будут зависеть будущие отношения. В связи с этим Путин, по мнению Тренина, вряд ли в ближайшем будущем пойдет на действия, которые могли бы сорвать встречу или снизить ее эффективность. Добиться взаимопонимания сторонам с учетом груза накопившихся противоречий будет не просто. У США есть внешнеполитические обязательства, существует влияние общественного мнения и потерпевшей поражение части элит. Но появился шанс на выведение российско-американских отношений из опасной зоны, резюмировал эксперт.