Решение российского президента о признании паспортов «народных республик» активно обсуждается в экспертной среде. По мнению аналитиков, не случайно это решение совпало с проведением в Мюнхене конференции по безопасности, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Вчерашнее решение российского президента о временном признании документов, выданных «народными республиками» на Донбассе, активно обсуждается пользователями социальных сетей и экспертами. Этот шаг Москвы воспринимается как свидетельство паники в Кремле и превращения Донбасса во второе Приднестровье. В своей публикации журналист Юрий Сандул пишет, что не случайно решение российского президента совпало с проведением в Мюнхене конференции по безопасности.
Президентский указ закрепил признание Россией документов, выданных так называемыми «ДНР/ЛНР», как удостоверений личности украинских граждан. Пока в Москве меняли свое отношение к террористическим «народным республикам», в Мюнхене проходила встреча с участием министров «нормандской четверки». Решение России можно рассматривать как подтверждение того, что на быстрое урегулирование ситуации в Донбассе в рамках российской трактовки Минских соглашений Москва не рассчитывает.
Украинская власть и общественность не соглашаются с инициативами Москвы. Запад в свою очередь не может или не хочет сильно давить на Украину, чтобы Киев фактически признал свое военное поражение от России. Указ Путина значит, что Россия «поднимает ставки» и демонстрирует неуступчивость, а также бесперспективность каких-либо надежд Украины и Запада на то, что принуждением удастся заставить Москву уступить и покинуть Донбасс.
Подобные действия вполне соответствуют избранной Москвой стратегии. Поэтому новый шаг Кремля можно расценивать по-разному в контексте реализации стратегии, но российские политики вовсе не поддаются истерике. Москва действует по плану, хотя результат его наперед неизвестен. Признание документов «народных республик» является нервозным, грубым и прямым намеком Украине и миру.
Кремль заявляет, что Россия может признать независимость террористических образований на Донбассе и в дальнейшем гарантировать ее всей своей государственной мощью. Именно так в свое время Кремль поступил с Абхазии и Южной Осетии. По убеждению Кремля, такой ход для Украины будет означать окончательную потерю оккупированной сейчас территории. В Москве заявляют, что Украина может или принять ОРДЛО на российских условиях, или не получить обратно свой регион вообще.
Для Украины признание Москвой террористических паспортов - позитивное и негативное событие одновременно.
От такого шага Путина Украина и выиграет, и нет. С одной стороны, президентский указ подтверждает тот факт, что в Кремле не рассчитывают на быстрое снятие или смягчение санкций. Поэтому Кремль идет на обострение отношений с Западом, поскольку в Москве одинаково не рассчитывают на послабление или ужесточение санкций.
С другой стороны, вчерашнее решение также можно трактовать в обратном ключе. При отсутствии запаса экономической прочности Россия не может позволить себе длительное противостояние с Украиной и Западом. Время играет против России, поэтому Москва идет на ускорение событий с помощью блефа. Без форсирования событий Москва может дождаться того, что Украина и Запад станут настолько сильными, что отступление России станет неизбежным. Постепенное укрепление противников России доказывает ход и результаты Мюнхенской конференции по безопасности.
Также примечательно, что ускорение событий повышает риск совершения фатальных ошибок для его инициатора. Понятно, что начальный российский план может быть продуман до мельчайших деталей, но это не гарантирует успешность его реализации. Безупречной имплементация плана быть не может, но выполнять его придется без достаточного времени на обдумывание и корректировку отдельных моментов.
Президентским указом Москва признала, что документы, выданные террористическими «народными республиками», имеют для России такую же юридическую силу, как и выданные Киевом. То есть, для России нет никакой разницы между президентом Порошенко и Захарченко с Плотницким, все они одинаково могут определять, кто является украинским гражданином. Фактически Москва признала всю Украину большой «Новороссией» – территорией (не государством), где Кремль может делать все, что ему вздумается. В данном случае речь идет о попытке юридического подрыва легитимности государства Украина и трудно придумать попытку более грубую.
На столь резкий выпад России, по логике, Украина должна отвечать не менее резко. Пока неизвестно, как официальный Киев собирается отреагировать на этот шаг Москвы. В Кремле рассчитывают, что адекватных ответных мер со стороны Украины не последует, Киев в очередной раз ограничится громкими заявлениями и протестами. Согласно логике Кремля, такое поведение Киева для Запада станет свидетельством того, что Украина как государство не способна сама себя защитить, поэтому и европейцам следует отказаться от ее защиты.
Юрий Сандул убежден, что в ответ на демарш Путина Украина должна не просто констатировать выход России из Минских соглашений. Следует сделать что-то более весомое и значимое. Также нужно признать, что теперь характер любых, даже неформальных отношений с «народными республиками» вроде торговли углем или сотрудничества в разного рода рабочих группах резко изменится. Позиция Украины должна быть максимально острой, поэтому решение проблемы блокады сейчас еще более уместно, чем когда-либо.