Неизвестная в отрасли разработок частная компания «Новые проекты» сумела получить российскую лицензию на проведение разведки и добычи газа и нефти на шельфе Крыма. Указанная компания получила лицензию в рамках принятого для Крыма упрощенного порядка, хотя еще в 2015 году не имела никаких активов и не вела хоздеятельности. Об этом пишет издание «Коммерсантъ» со ссылкой на ряд источников.
Согласно словам собеседников издания, ООО «Новые проекты» в конце минувшего года сообщило Роснедрам, что в 2017-ом собирается составить план по проведению поисково-разведочных работ на участке Глубокая. Соответствующее письмо ведомству направил руководитель компании Антон Дорноступ. На pravo.gov.ru указано, что премьер-министр Дмитрий Медведев еще в прошлогоднем июне дал распоряжение выдать указанной компании лицензию на данный участок на тридцать лет. Согласно словам собеседников издания, на протяжении 8 лет компания должна пробурить поисковую скважину. Наталья Тимакова, пресс-секретарь премьер-министра, отказалась комментировать этот вопрос, посоветовав обращаться в Минприроды, где комментировать этот вопрос тоже отказались.
«Новые проекты» получили лицензию на участок Глубокая в 2012 году, однако на тот момент это было украинское юридическое лицо. Ресурсы Глубокой по C3, которые были поставлены на баланс в 2011 году, составляют 8,3 миллиона тонн нефти и 1,4 миллиарда кубометров газа. Про эту лицензию могло быть известно «Роснефти», чей шельфовый участок Туапсинский пересекался с описанной в украинской лицензии территорией Глубокой. После того как компания «Новые проекты» получила российскую лицензию, площадь Глубокой уменьшили до 338 квадратных километров. Правда, в отрасли не слышали про «Новые проекты».
Первоначально владельцем ООО являлась киевская «Фосизонс Трейд», однако в конце 2015-го «Новые проекты» были проданы экс-замглавы Ялты Виталию Мостовому (скончался прошлогодним летом). Согласно данным «Картотеки», с прошлогоднего мая 99 процентами компании «Новые проекты» владеет АО «Главнефтесервис» (принадлежит Антону Дорноступу), еще один процент акций у Олега Кочагова (в настоящее время возглавляет «Полюс Логистика», структуру «Полюса» Саида Керимова). Дорноступ также генеральный директор ООО «Русвелл», зарегистрированного в настоящее время в российской столице по одному адресу с «Новыми проектами». Через АО «Инвестиционная нефтесервисная компания» «Русвеллом» владеет Петр Пак, сын Валерия Пака, бывшего главы Роснедр. Тот же адрес и у «ОГК Групп» (осуществляет разведку твердых полезных ископаемых), генеральным директором которой является Анатолий Пак, второй сын бывшего чиновника.
По словам двух собеседников «Коммерсанта» в правительстве, бенефициаром компании «Новые проекты» является украинский предприниматель Сергей Курченко, который бежал в Россию после того, как в Украине произошла смена власти. Однако собеседник издания, близкий к самой компании «Новые проекты», отрицает эту информацию. С Дорноступом, Кочаговым и Курченко изданию не удалось связаться.
Согласно данным Росстата, бухбаланс «Новых проектов» на конец 2015-го пустой, у компании не было активов кроме 60 тысяч рублей уставного капитала, отсутствовали операции по счетам (более поздняя информация отсутствует).
Появление на шельфе частной компании стало неожиданностью, поскольку согласно закону здесь разрешается работать только государственным компаниям, исключением являются «старые» лицензии, которые были выданы до мая 2008-го (так на шельфе Каспия и Балтики работает ЛУКОЙЛ). После аннексии РФ Крымского полуострова для обладателей украинских лицензий на недра в Азовском и Черном морях сделали упрощенный порядок их переоформления до октября 2015-го. Так лицензии переоформил «Черноморнефтегаз», принадлежащий АРК. Теоретически такое право было и у французской EdF, а также итальянской Eni, заключивших в 2013-ом с Украиной договора о разделе продукции по 4-м участкам на шельфе Крыма, однако после введения санкций компании не воспользовались данным правом.
«Новые проекты» могли оформить лицензию согласно упрощенному порядку, если вовремя обратились в Роснедра и прошли соответствующую проверку ФСБ и Минобороны. Дмитрий Черняков, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», подчеркивает, что если действует упрощенный порядок, то на компанию не распространяются условия закона «О недрах» о 5-летнем опыте работы на шельфе и подконтрольности России. «Когда в экстренном порядке принимался закон по Крыму, вероятно, не предполагали, что при упрощенном порядке лицензию может получить компания, не имеющая активов. И если бы она подавала заявку на общих основаниях, то не прошла бы фильтр», - отмечает Рустам Курмаев, партнер юрфирмы Goltsblat BLP.
«Но если бы при вхождении Крыма в состав России аннулировались все подтверждающие и разрешительные документы, то это привело бы к юридическому хаосу», - убежден Черняков.
Напомним, неизвестная в отрасли компания «Новые проекты» сумела получить российскую лицензию на разведку и добычу газа и нефти на шельфе Крыма. Компания, получила лицензию в рамках действовавшего упрощенного порядка, хотя еще в 2015-ом не имела активов и не вела хоздеятельности.